Сегодня официально открылся седьмой Международный культурный форум. Брошюра с палец толщиной – только перечисление всех событий, составляющих его программу. Участники съехались из разных стран, но две из них на особом положении – страны-гости Италия и Катар.
Роль Италии в становлении отечественного искусства всем очевидна, а про Катар нужно сказать, что этот год наши две страны проводят под знаком культурного обмена. Нас ждут кино и симфоническая музыка, а в «Манеже» – выставка «Современный Катар: искусство и фотография». Какие проблемы занимают фотографов этой ближневосточной мусульманской страны? Все те же, что и везде: потребительская косность, экология, технологические угрозы человечности. В фотографии катарской действительности пристально вглядывалась Елена Боброва.
Мундиаль открыл миру Россию. В 2022 году чемпионат мира по футболу примет Катар. Но эта страна решила не ждать еще четыре года: «Катар приветствует мир» – именно так звучит ее слоган.
Доктор Халид Аль Ибрахим,заведующий отделом стратегического планирования ведомства музеев Катара: «Катар стремится открыть свои двери посредством культуры и общения между странами. Эту выставку в прошлом году мы показали в Германии, где она прошла с успехом. В этом году привезли в Россию. Для нас важны такие акции – они помогают наладить взаимопонимание».
Катар, словно волшебная страна, возникшая из ниоткуда. Кому, кроме арабистов, полвека назад было интересно государство, чья столица Доха представляла собой бедную деревушку. И вдруг оказалось, что эта маленькая страна, затерянная в песках – самая богатая в мире. Она может похвастать отсутствием безработицы, нулевой преступностью, бесплатной медициной и самобытной культурой. В чем легко было убедиться на выставке в »«Манеже».
На первом этаже, отданном фотографам работы в стиле нэшнл географик соседствуют с уличной документалистикой. Портреты простых жителей Дохи: старого рабочего с окраины столицы, сокольника, знающего язык птиц, охранника, мечтающего стать музыкантом, говорят о двойственном характере страны не меньше, чем ее футуристические пейзажи. Катар органично соединил прошлое и будущее. Современное искусство Катара представляют более 100 работ, созданных 46 художниками 13 национальностей.
Шейха Рим Аль-Тани,директор по выставочной деятельности ведомства музеев Катара: «Это не какие-то устоявшиеся известные мастера, это художники современности. Они работают в разных формах и используют разные языки художественного выражения. Кто-то предпочитает живопись, кто-то скульптуру. А иногда они сотрудничают вместе, создавая так называемую коллоборацию».
Арт-объекты интригуют, завораживают своим компромиссным желанием катарцев стремиться к новациям, сохраняя культурные корни. Женская фигура, узнать в которой балерину можно лишь по пуантам и выглядывающей из-под традиционного одеяния пачке, скульптурный сад из нагромождения картинных рам, корешки книг сгоревшей библиотеки, такое впечатление, что катарцы, позже многих открывшись миру, сразу попали в мультикультурное пространство.
Шейха Рим Аль-Тани,директор по выставочной деятельности ведомства музеев Катара: «Главная отличительная черта катарского искусства – многонациональность, многокультурность. Зачастую бывает трудно сказать: это произведение сделано именно в Катаре. Что нас характеризует в первую очередь так это многообразие и глобализм».
Но искусство Катара еще будет открывать нам другие свои стороны, ведь мы только сейчас начали постижение этой удивительной страны.