В спектакле «Последние дни» Российского академического молодежного театра Пушкин на сцене так и не появится. Зато его «Медный всадник» будет рефреном всего действия, в котором Алексей Бородин свел трех писателей: Александра Пушкина, Михаила Булгакова и Бориса Акунина. Противоречий между писателями не наблюдается. Напротив, создается впечатление, будто они дружат и протягивают друг другу руки. Но от этого диалога эпох порой становится совсем не по себе.

Мурашек добавляют и декорации спектакля. Металлические конструкции, которые перемещаются по всему периметру сцены, — полноценные участники происходящего.

Пьеса Булгакова о гибели Пушкина, где Пушкина нет. И пьеса Акунина о заговоре против Петра, где будущий император — второстепенный персонаж. При этом остальных действующих лиц в спектакле не менее пяти десятков, и разобраться в этом театральном пасьянсе неискушенному зрителю весьма непросто. Но это и не главное. Главное — понять основную мысль режиссера. Тогда многое становится ясным.

«Берег утопии», «Нюрнберг», «Демократия»… «Последние дни» словно продолжают линию режиссера спектакля Алексея Бородина, который уверен:  бесполезно постигать историю с помощью учебников. В нее надо погружаться не только разумом, но и душой, сопереживая и тем, кто бесследно исчезал  в ее жерновах,  и тем, кто ее вершил. Будь то Николай I  в пьесе Булгакова или Василий Голицын в драматургии Акунина.

Ключевая, поворотная сцена финала развернется дважды, в двух сценариях судьбы: или простой сибирский мужик Трехглазов уберет Петра, и с ним сгинут все планы: флот, триумфы России, новая столица. Или Трехглазов не выполнит приказа: поверит петровским дерзким планам, и будущее пойдет другим путем. Хотя каким другим?  Как бы ни хотел  Петр построить на море правильный город, мы-то уже знаем,  как будет устроена в нем жизнь полтора столетия спустя: это полицейское государство, в котором  предрешена гибель поэта.