Верующие Петербурга болезненно переживают новый церковный раскол. Они говорят, что после того как украинская церковь получила автокефалию, единая духовная семья распалась, повторив судьбу миллионов обычных семей, которые физически оказались по разные стороны российско-украинской границы. Евгения Альтфельд встретилась с двумя петербургскими верующими, для которых автокефалия — не туманный термин, о котором многие узнали лишь недавно из выпусков новостей.
Школа-интернат имени Гротта. Россиянин Александр Антонюк учит музыке детей с нарушениями зрения, работает тьютором, то есть наставником детей с серьезными нарушениями.
По образованию Александр — режиссер, но еще во время учебы понял, работая с больными детьми, принесет больше пользы. В его доме — десятки икон, но один из любимых образов — великая княгиня Елизавета Федоровна. Немка, бывшая лютеранка, которая стала православной святой. Она открыла первую благотворительную больницу для бедных, и спустя 100 лет служит примером.
Александр Антонюк, учитель музыки, музыкант: «Это я считаю подарок от Бога — эта работа, она облагораживает душу, когда занимаешься с особо больными детьми, сердце размягчает, в наше время это необходимо всем нам, потому что мы привыкаем к этому темпу, к тому, что надо быть первым несмотря ни на что, расталкивая всех локтями».
У самого Александра скоро родится второй ребенок, вместе с женой они проводят миссионерские акции и выступают на сцене. Их группа играет рок и авторские песни о вере и смысле жизни.
Не унывать сейчас трудно, говорит музыкант, церковный раскол он переживает как личную трагедию. Разлад с его малой родиной — Украиной — уже погубил его собственную семью.
— Когда развалился СССР, мои дедушка с бабушкой — также семья развалилась, получился такой же раскол, она была из Тверской области, он из Житомирской. Каждый не смог жить без своей страны.
Украинская часть семьи не общается с российской, но была хотя бы духовная связь, которая теперь тоже рушится на глазах.
— Как отличить обычному человеку — в чем разница? Молитвы те же, святые те же. Разница в наполнении. Суть религии в том, чтобы нести ее на весь мир, а не только на свою страну. Потому что сказано в писании, что нет во Христе ни эллина, ни иудея.
Украинец Антон Галицкий давно живет в Петербурге, преподает студентам философию, служит певчим в петербургском подворье Валаамского монастыря. На его пиджаке — значок общества православных ученых — храм в окружении электронов. В сознании Антона гармонично уживаются и религия, и наука, и музыка.
Антон Галицкий, преподаватель философии, музыкант: «Вы спрашивали, как во мне украинская культура… Я вышиванку и шаровары с кушаком не ношу, но поскольку у меня бабушка знала очень много песен, я тоже знаю — у меня около 30-ти в репертуаре. Есть просто уникальные вещи, которые мне бабушка напевала».
Любимая песня «ридна мать моя» — название легко перевести на русский «родная мама». Когда Антон вспоминает свое детство в маленьком украинском селе, его переполняют эмоции. Уже тогда родные учили его, как разобраться в хитросплетениях всех церквей, действующих на Украине — униаты, филоретовцы. Его семья выбрала каноническое православие.
— Допустим, вы сейчас поедете на Украину, как вы поймете, в какой вам церкви можно молиться?
— Приходишь в церковь, спрашиваешь батюшку: батюшка, ты какого патриархата? Московского — я молюсь, Киевского — извините, вы ряженные. Униаты — тем более, вы Папе Римскому подчиняетесь. То есть все стало сложно, и крест над куполом ничего не гарантирует. Крест над куполом ничего никогда не гарантировал.
Духовный разрыв Украины с Россией для Антона — сильнейшее потрясение. Теперь и судьба его детища — международного фестиваля авторской православной песни на Украине — под большим вопросом. А ведь именно там он словно посредник пытался удержать тонкую связь единоверцев двух стран.
Но что теперь ждет его православных друзей на Украине — Антону остается только гадать и делиться переживаниями с близкими по духу и вере. Следуя заветам, православные петербуржцы не делят себя по национальному признаку. По нашей просьбе украинец Антон и россиянин Александр встретились у храма Святителя Петра, который был митрополитом Киевским и Московским. В те времена, когда церковь была неделима.
— Меня эти события на Украине очень цепляют, не могу успокоиться, и решил помолиться митрополиту Петру, который и Киевский, и Московский, который в своем лице объединяет. Да, дай Бог конечно. К сожалению, обычные люди становятся заложниками. Помоги, Господи.