Классическую симфоническую музыку вообще часто сравнивают с математикой. Например, как необходимо мысленное усилие, чтобы понять формулы, так и чтобы понять звучащую красоту. Но для усилий – требуются силы. Поэтому всегда есть искушение сделать процесс легче. В науке и искусстве расцвел жанр популяризации. Идеи науки, которая сложнейшей математикой описывает мир, ну скажем, квантовых частиц, лекторы сводят к понятным зримым образам.

В искусстве музыку делают легкой для восприятия, превращая в шоу. Упрощенные аранжировки, удобные кресла, световые эффекты, пиротехника, видеоряд. Цель – легкость восприятия. Понимают ли таким образом математику – бескомпромиссно нет! Понимают ли музыку? Тут компромисс более уместен. Но где провести черту? То есть можно, скажем, на концерте что-то жевать, но нельзя принимать ванну. Можно приплясывать самому, но стоит ли музыкантам? Зыбкий баланс искала Анна Лесина на выступлении первого в мире Танцующего симфонического оркестра.

ФАБИО ПИРОЛА,дирижер:
«Грифон – в мире и в России это существо, символизирующее удачу, поэтому тот, кто сможет увидеть или прикоснутся к грифону, может исполнить свое заветное желание. А значит, мы в нашем спектакле дарим не только музыку, но и счастье.

Сменить смокинг на костюм орла, объединить на сцене гобой и электрогитару и стать дирижером нового рок-проекта — такое авантюрное предложение итальянец Фабио Пирола принял с интересом. И сейчас его первый в мире танцующий симфонический оркестр начал большое турне по стране. Следующая остановка — Ледовый дворец. Уникальная программа позволяет вдохнуть новую жизнь в хиты Beatles, Nirvana, Metallica и Queen.

Долой пюпитры! Каждая композиция исполняется наизусть, что непросто для интернационального симфонического оркестра, привыкшего к игре по нотам. Для многих музыкантов коллектива Concord orchestra рок-направление – новый опыт, и только на изучение программы, в составе которой более 20 произведений, ушло около месяца. Но труднее всего, признаются участники, совмещать музыку с танцем.

ТАТЬЯНА ВЕНГЕРОВА,скрипач:
«Это очень сложно, потому что требует особой координации для нас, для музыкантов. Мы воспитаны совершенно в другой исполнительской манере – без лишних движений. А тут получается, что мы должны так приспособиться, чтобы эти лишние движения нам не мешали качественно играть».
ИЛЬЯ УСТЬЯНЦЕВ,режиссер-хореограф:
«Это огромная партитура, музыкальная, хореографическая, постановочная и световая. Движения настраиваются только музыкой, только атмосферой, только тем, как вы вступаете в контакт со зрительным залом, артисты все делают сами».

Коллаборация музыкальных инструментов, игры света и тени и темпераментной итальянской энергетики создает гремучую смесь в пластическом рок-шоу. Фабио Пирола планирует новые музыкальные эксперименты, например, исполнение саундтреков к фильмам Хичкока, где артисты продолжат совмещать несколько амплуа и позволят себе больше импровизации. Это редкий шанс для выпускников консерватории пренебречь академическими канонами и полностью отдаться музыке – самому живому из всех искусств.