Богатая история русско-итальянских культурных связей. Тема, звучавшая во всех выступлениях оркестра «Северная симфония» под руководством Фабио Мастранджело в Неаполе.
Коллектив гастролировал в Италии в рамках традиционных «Русских сезонов». Примечательно уже то, что на концерте исполнялись фрагменты опер композиторов XVIII века Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза, написанные во время их пребывания в России. Любопытнее, что оба неаполитанца были придворными композиторами императрицы Екатерины II. Исполнение их произведений вновь связало города двух стран. И заставляло чаще биться сердце петербуржца и музыканта Виктора Высоцкого.
Казерта близ Неаполя. Загородная резиденция короля Карла III Бурбона. Этот дворец – почти ровесник нашего Зимнего и сопоставим с ним по размерам: 1200 комнат, 1650 окон, 45 тысяч квадратных метров.
Впрочем, из всего этого каскада цифр и обилия помещений нас интересует более всего придворный театр, куда привели на прошлой неделе музыкантов из Петербурга пути Господни, которые, как известно, неисповедимы. Однако известно, что некоторые из них открылись благодаря участию итальянского журналиста Марко Иннаро. Он однажды узнал, что в Неаполе сохраняются музыкальные инструменты, которые наша матушка-императрица Екатерина II подарила своим придворным композиторам Паизиелло и Чимароза.
Театр Мюзик-холл in corpore, то есть всем составом, при поддержке российского Министерства культуры и итальянских партнеров, включая Консерваторию, отправился в Неаполь, чтобы идея энтузиастов не осталась пустым звуком, а стала голосом старинного фортепиано, дополненным звучанием оркестра и певцов-солистов. А разорванная было связь времен восстановилась.
Джованни Паизиелло покинул Петербург в 1784 году, написав за два года до этого одну из самых известных своих опер — «Севильский цирюльник», слава которой померкла лишь с появлением «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. Инструмент, подаренный российской императрицей, вряд ли участвовал в оперном спектакле. Он предназначался скорее всего для кабинетного музицирования. Но ситуация оказалась благоприятной для того, чтобы задействовать его и в речетативах оперы Паизиелло, что не противоречило духу времени.
Постоянное место приписки пианофорте а таволо – первый этаж консерватории в Неаполе, бок о бок с другими фортепиано. Ну а вскоре инструмент приедет на гастроли в Петербург на время Культурного форума и зазвучит там, где его впервые коснулись пальцы итальянского маэстро. И все повторится.