Виктрола — вещь красивая, богатая, не каждый может, вернее мог, её себе позволить. И, конечно, являлась украшением квартиры Фёдора Ивановича Шаляпина, одним из многочисленных украшений.

В 1901 году Фёдор Иванович впервые записал свой голос, записал музыкальную композицию. Начиная с этого времени, он активно продолжал записываться на протяжении более чем 30 лет. По сути, он является одним из пионеров звукозаписи.

Виктрола не имеет привычной нам звуковой трубы, откуда идёт звук. Труба спрятана в саму виктролу. Для того, чтобы её увидеть, нам нужно открыть специальные дверки. Соответственно, если мы хотим сделать погромче звук, мы эти дверки открываем — обе или одну. Или закрываем, если хотим, чтобы звучание виктролы было потише.

Чем-то по стилистике напоминает предметы эпохи барокко или рококо, но в действительности она сделана в 1912 году и к тому периоду не имеет никакого отношения. А выглядит она так богато, потому что являлась подарком Ф.И. Шаляпину на 10-летие сотрудничества от фирмы «Граммофон».

Виктрола может чем-то напомнить комод, я имею в виду внешне. Но это обманка, потому что если мы её откроем, то увидим с вами пластинку, мы поймём, что это проигрыватель. Существует специальная ручка, которая его заводит.

У нас, конечно, звучит Фёдор Иванович. Это знаменитая песня «О блохе» М.П. Мусоргского. Тоже такой символичный момент — это одна из любимых композиций Фёдора Ивановича. Он исполнял её очень часто, очень любил. Поэтому, это такой символический акт.

Когда виктрола звучит в стенах музея, это особый момент. Потому что застывшее музейное пространство оживает, и кажется, что Фёдор Иванович вернулся, и мы вместе с ним вернулись в те годы, в начало XX века, когда здесь и жил оперный певец со своей семьёй.