Будущее уже здесь. Иначе как объяснить, что цифровые технологии не просто повсюду, а добрались даже до религии.
В центре мультимедиа Русского музея открылась цифровая выставка шедевров русского средневекового искусства «Неделя Покрова», посвященная празднику, который православный мир будет отмечать 14 октября – Покров пресвятой Богородицы.
Вместо, что называется, аналоговых икон на экспозиции – мультимедиа. Звучит необычно, но, как говорил знаменитый фантаст Филип Дик: «В любом предмете живет воспоминание о предшествующей форме, и прошлое рано или поздно выныривает на поверхность». Работает ли этот принцип с цифровыми иконами, знает Анна Лесина.
Анна Лесина,корреспондент: «Всего пара легких движений, и мы можем рассмотреть каждый штрих на иконе пресвятой Богородицы, датируемой XVI веком. Такое раньше себе мог позволить разве что реставратор. Цифровая выставка шедевров русской средневековой иконописи – это смелый эксперимент в рамках музейного пространства».
Молитвы, ветхозаветные писания и полсотни уникальных произведений церковного искусства, расположенных в буквальном смысле на расстоянии вытянутой руки. Новый проект Русского музея посвящает зрителя в таинство праздника Покрова пресвятой Богородицы, используя современные технологии. Лики святых и сцены из библейских сюжетов теперь помещены на интерактивные экраны, на которых раскрывается история создания шедевров.
Ольга Бабина,заместитель директора государственного Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей: «Мы надеемся, что именно древнерусское искусство – чрезвычайно сложное, очень популярное для посетителей — будет представлено в другом формате и будет более понятно и доступно молодежи. Здесь вы увидите не только икону, но и соборы, и узнаете об истории праздника».
Детально изучить произведения русского Средневековья можно благодаря высококачественной съемке и цифровому увеличению. Акафистная икона «Похвала Богоматери» 1560 года имеет 24 клейма – миниатюрных изображения сцен жития Богородицы. Каждое не больше спичечного коробка. Подробно рассмотреть иконы такого миниатюрного размера невооруженным взглядом практически невозможно.
Светлана Бирюкова,заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея»: «Перед нами один из самых известных памятников. Богоматерь Одигитрия висит всегда в четвертом зале, и ее всегда можно посмотреть, но вы никогда не приблизитесь настолько, чтобы увидеть этот взгляд, чтобы встретиться взглядом с этой самой Богородицей. Ведь это самое главное – когда глаза в глаза».
Сейчас в Русском музее более 6000 икон. Свою мультимедийную копию имеет лишь малая часть. Совсем скоро в собрание поступят новые цифровые экспонаты, и музейное пространство, исследуя границы возможного в области этики, продолжит открывать новые грани восприятия древней живописи.