«В будущее возьмут не всех». Так назывался важный текст художника Ильи Кабакова, написанный ещё в начале 80-х. В будущем места мало, некоторых и с корабля современности сбрасывают. Но уже ясно, что у Кабакова шансы на будущее хорошие. Ему недавно исполнилось 85 и встретил эту дату Кабаков в статусе абсолютного мэтра. А сейчас в Эрмитаже открылась новая выставка, с полотнами тех мастеров, что в прошлом мы точно не оставим — Тинторетто, Боттичелли, Ван Дейк. Что нам сегодняшним говорят их работы, знает Дарья Патрина.
Портреты двух императриц в буквальном смысле венчают совместную выставку Эрмитажа и Художественно-исторического музея в Вене. Обе самодержицы вошли в историю во многом и благодаря тому, что покровительствовали искусствам. Екатерина Вторая заложила основы художественных собраний Эрмитажа. Мария Терезия переместила свою императорскую коллекцию картин в венский дворец Бельведер… Параллели — главный смысловой прием
экспозиции. 14 пар картин: одна из Эрмитажа, другая — из Вены. И связи между ними далеко не всегда так очевидны, как в случае с коронованными особами.
По принципу семейственности объединены портреты кисти братьев Гольбейнов — Амброзиуса и Ганса Младшего. По принципу недоказанности — работы, приписываемые Каприоло и Джорджоне. В сюжетном единении выступают Ботичелли и Альтдорфер. В жанровом — портреты кисти Доменико Тинторето и Джовани Морони. Или, например, пейзажи Гейнсборо и Хаккерта.
В результате пару романтическому пейзажу — с эффектами пленительной лохматости составил строгий классицистический пейзаж с руинами… Но чаще всего встречаются пары, собранные по принципу авторства. «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Халса дополнил его же просто «Портрет молодого человека». А знаменитый «Брачный контракт» Яна Стена перекликается с его же «Миром вверх тормашками»… А вот — разный Рубенс. Знаменитый эрмитажный «Портрет камеристки», тонкий и почти прозрачный, соседствует с портретом Винченцо Гонзаго, написанным размашисто и контрастно…
Ван Дейк, Якопо Тинторетто, Бернардо Строцци — шедевры музейных коллекций двух имперских столиц — подобраны с большим вкусом. Приняв условия этого культурологического квеста, вы не заметите, как пролетит время, но увидите, как влияло оно на манеру западноевропейских художников XVI, XVII и XVIII веков.