Аренда вместо покупки. Совместное пользование вместо накопительства. В Петербурге все больше людей отказываются тратить деньги на то, что можно просто взять на время. Социологи прогнозируют тотальную смену жизненной философии и закат общества потребления. С адептами новой системы встретилась Евгения Альтфельд.
Студент Тимур Байбеков каждый день пользуется сервисом «каршеринг». В переводе с английского — дележка машины. Автомобили для аренды разбросаны по городу, с помощью мобильного приложения выбираешь ближайшую.
— Каршеринг намного экономичнее и порой быстрее такси. У нас есть 20 бесплатных минут, чтобы дойди до машины, проверить ее и приступить к поездке.
По дороге Тимур рассказывает, покупать машину нет смысла: страховка, бензин, ремонт, парковка. Зачем столько платить, если машина всегда в доступе? Цена аренды даже не почасовая, а поминутная. От 8 рублей за 60 секунд езды. От дома до центра города — 130 рублей.
Машина открывается без ключа, одним кликом на экране телефона. Но каршеринг — лишь вершина айсберга «идеологии совместного потребления». Этой теме Тимур даже посвятил диплом.
Тимур Байбеков, студент: «Экономика совместного потребления развивается благодаря IT-услугам. К сожалению, поколению, которому сейчас 50-60, им сложно освоить мобильные приложения. Им хочется иметь свою машину, квартиру, но экономика совместного потребления — проще и доступнее».
В идеальном мире Тимура в кладовках не будет лишних вещей, их будут брать на время. Например, дрель есть почти у каждого, а по статистике ей пользуются всего 7 минут в год. Новые идеи подхватил и бизнес.
В аренду сдаются даже беговые дорожки. Среди клиентов все больше людей с достатком. Видимо, они постепенно оправляются от бума накопительства — болезни пост-советского времени.
— Была нехватка средств, товаров, и когда все это появилось в изобилии, люди стали покупать не глядя, надо — не надо. Сметали все. Сейчас люди понимают, зачем покупать, если можно сэкономить?
Петербургский активист Денис Старк давно продвигает идеи совместного потребления. От общих офисов до домов на колесах. Так жить дешевле и свободней, считает Денис и передает привет из арендованного дома в Грузии:
— Я живу сейчас в Грузии, сдаю свою квартиру, на эти деньги снимаю дом здесь.
Это словно кадры из голливудского фильма «Отпуск по обмену», когда незнакомые люди меняются жильем, не тратясь на гостиницу.
8 лет назад в Петербурге Денис попробовал запустить сервис по поиску партнеров для дорогих совместных покупок. Бизнес не пошел. Но Денис не опускает руки.
— Тогда население не было к этому готово. Но сейчас россияне больше готовы, и я работаю над стартапом «Библосфера», приложение, которое позволяет делиться бумажными книгами.
Концепцию совместного потребления впервые 8 лет назад представила американская писательница Рейчел Ботсман. Журнал «Тайм» назвал ее идею одной из тех, гениальных, что изменят мир.
Рейчел Ботсман, писательница: «Настоящая магия происходит тогда, когда современные технологии позволяют строить абсолютное доверие между незнакомыми людьми».
Идея приживается и в Петербурге. Десятки интернет-сообществ собирают людей, готовых помогать друг другу. Детскую одежду отдают за шоколадку или покупают что-то для соседа в дальнем магазине. Социологи говорят об агонии потребительского общества, которая в Европе уже произошла. Татьяна Протасенко вспоминает гуманитарную помощь 80-х. Жители Запада присылали вещи и даже еду. Ученые исследовали этот феномен и пришли к неожиданным выводам.
Татьяна Протасенко: «Исследования показали, что они собирали эти вещи и делились даже не от благородства, а потому, что вещей было много, выкинуть было жалко, а тут вроде польза. Люди же очень прагматичные там, на Западе. И этот тренд есть и у нас сейчас».
Татьяна Протасенко мечтает, чтобы пункты сбора вещей для обмена между соседями были в каждом доме, в новостройках их можно проектировать заранее. Тем более что объем одежды, которую горожане уже сдают в благотворительные магазины, внушительный. Оборот до 100 тонн вещей в год.
Ксения Чепига, руководитель PR-службы: «Могут попасть платья за 50 — 100 тысяч, у нас есть контейнеры, которые стоят там, где живут люди с большим достатком, оттуда привозят невероятные вещи».
Задолго до американских активистов идеи совместного потребления воспел еще Виктор Цой. Так и просится назвать это «новым коммунизмом». Но есть принципиальное отличие. Натуральный обмен и взаимоподдержка — не партийный наказ. Скорее, новая философия, порыв сердца и просто здравый смысл.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «При помощи одного клика теперь за копейки можно получить буквально все — от машины до перфоратора. Не обременять себя покупками предпочитают представители нового общества, которое социологи называют обществом смыслов и впечатлений. Которые гораздо важнее обладания, скажем, дорогим автомобилем».