На этой неделе в Швеции назвали лауреатов Нобелевской премии. Физики в этом году удостоены награды за лазерный, или оптический, пинцет — устройство, которое позволяет перемещать вещество при помощи лазерного луча.
Юрий Зинчук, ведущий: «В Швеции на этой неделе назвали лауреатов Нобелевской премии по физике, химии, в медицине. За новые методы лечения рака отмечены американские ученые. Это важнейшее для человечества открытие в лечение страшного заболевания. Врачи открыли так называемый "тормоз" для раковых клеток. Открытия в области химии позволят улучшить экологию, в частности в фармацевтическом производстве и в производстве топлива для транспорта. Не менее любопытны открытия и физиков. Например, американец русского происхождения Артур Ашкин получил премию за достижения в области лазерной физики. Речь идёт о так называемом лазерном пинцете. Это когда с помощью лазера можно передвигать маленькие частицы. Управлять частицами с помощью потока света. Это почти как космические корабли на фотонных двигателях, о которых мы читали у многих писателей фантастов. Невероятно. Я уж не говорю о том, какие возможности этот оптический пинцет открывает в области медицины. Можно в буквальном смысле оперировать клетку. Как скальпелем проникая в эту клетку с помощью света. И это сенсация.
Ну, меня очень заинтересовало вот это изобретение — оптический пинцет. Мне кажется, оно открывает какие-то абсолютно новые горизонты в дальнейших исследованиях. Может быть, с его помощью можно будет передвигать в пространстве не только какие-то маленькие частицы, но, и например, космические корабли со скоростью лазера, то есть света. Не знаю. И чтобы разобраться в этой увлекательнейшей темы мы пригласили нашего уважаемого эксперта. Итак, у нас в гостях в студии профессор Григорий Соколовский, представитель Института имени Иоффе, один из ведущих специалистов в области нанофотоники и физики лазеров. Григорий Семёнович, вот на трёх пальцах, что называется, объясните мне, в чём суть этого изобретения?»
Григорий Соколовский, главный научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе, профессор РАН: «Мы можем посветить на вещество, и оно будет от этого двигаться. Для того чтобы понять, как это происходит, можно вспомнить, как работает волоконно-оптические линии связи. В них свет распространяется по тончайшим волоскам из стекла и не выходит наружу из-за полного внутреннего отражения. А теперь давайте представим наоборот. Тоненький луч света, в нём маленький-маленький кусочек вещества, размером в микрон. Вещество пытается выйти из света. Свет начинает преломляться неравномерно. И фотоны меняют направление движения. У фотонов нет массы. Но есть импульс. Импульс изменился, значит возникла сила. И эта сила затаскивает вещество обратно в свет. Поэтому таким пинцетом можно, например, шевелить вещество, которое находится за непроницаемой для руки, для обычного пинцета преградой. Когда используются очень хорошие лазеры с прекрасным качеством луча и специальные модуляторы света, тогда ты можешь управлять лазерным лучом с удивительной точностью. Ты руками можешь передвигать микроскопические частицы. Достижения компьютерной техники в сочетании с достижениями в оптике и фотонике — они творят чудеса. Артур Ашкин придумал это ещё в 70-80-х годах прошлого века».
— Скажите, пожалуйста, наша наука в этом плане — она где сейчас находится? Насколько мы продвинулись? Или наоборот отстаём? Почему не вы получили Нобелевскую премию, а американский исследователь?
— Американский исследователь получил её, потому что он постарше меня. Ему дали за волю к победе. Ему 96 лет. У нас в России тоже ведутся эти исследования, в частности, у меня в лаборатории. Но моя лаборатория нацелена на то, чтобы создать оптический пинцет, который не использует твердотельные, волоконные или газовые лазеры. Мы пытаемся использовать очень маленькие, самые-самые эффективные на свете полупроводниковые лазеры, которые изобрёл Жорес Алфёров. Эти лазеры всем хороши, кроме качества луча. Качество луча такое, что его очень сложно сфокусировать. А мы пытаемся найти пути, как обойти это ограничение. Это не будет устройство, которое стоит на столе. А его можно принести в кармане, положить под любой микроскоп и использовать. Вот на это и направлена наша работа.
— А если меня представить в виде этой частицы. Вот я маленькая частица, на меня воздействует этот свет. Меня можно передвинуть в пространство? На Луну забросить?
— По частям, безусловно, можно.
— То есть моя идея, что с помощью этого оптического пинцета, только очень-очень большого со скоростью света переместить космические корабли — она пока утопична?
— Понимаете, вообще, сам по себе фотонный двигатель, как о нём писали фантасты, он не возможен. Но если мы берём сравнительно лёгкий спутник, открываем ему огромный космический парус, светим на него очень мощным лазером, то тогда мы можем за достаточно большое время, не сразу, но придать этому космическому кораблю ускорение. Где-то далеко в космосе. Люди всерьёз сейчас разрабатывают такие проекты для дальних полётов в космос.
— Спасибо огромное, но я лишь хочу вам пожелать одно. Давайте в следующий раз вы появитесь в этой студии с Нобелевской премией. Более чем уверен, что вы продолжите эти исследования, давайте обгоним Ашкина, и следующая Нобелевская премия уже будет здесь.
— Спасибо за пожелание.