«Легко обо мне подумай, легко обо мне забудь…» — слова из стихотворения Марины Цветаевой, одного из самых известных, которое разбирают еще на школьных уроках литературы как предвестника трагической судьбы поэтессы.
Когда Цветаева писала эти строки, ей было всего 20 лет, она счастливо вышла замуж за Сергея Эфрона, и жизнь ее еще не отдавала горечью, с которой она позднее напишет: «Если есть в этой жизни самоубийство, оно не там, где его видят, и длилось оно не спуск курка». На спектакле Иркутского ТЮЗа имени Вампилова, поставленном по стихам Марины Цветаевой, побывала Варвара Федорова, ей и слово.
Темноволосая девочка. Глаза, должно быть, «зеленые — соленые». Это первая из трех актрис, воплощающих образ Цветаевой в разном возрасте. На сцене она произносит свои первые стихи о юности и смерти, написанные еще в 17 лет. О дне, когда она исчезнет с поверхности земли, Цветаева будет размышлять и писать всю жизнь. Поэтесса многие годы, по собственному признанию, «примеряла на себя могилу». Стихи, письма и дневники Марины Цветаевой и ее современников легли в основу биографического спектакля, в котором намеренно опущено все, кроме голоса собственной смерти и романтических перипетий ее жизненного сюжета.
Марина Егорова,актриса: «Почему нет стихов о Германии? Стихов о Чехии? Ее вот периода пражского… Выбрана была именно поэзия любви. Поэтому был взят Пастернак, Родзевич, Мандельштам».
«Вся моя жизнь – роман с собственной душою…» – писала Цветаева. «Хочу легкости, свободы, понимания! Никого не держать, и чтобы никто не держал». Она навсегда решила, что мечта миллионов не может принадлежать одному человеку. Не мужу Сергею Эфрону, а ее «брату в пятом времени года, шестом чувстве и четвертом измерении» – Пастернаку – отведен центральный эпизод спектакля. Хотя связывал двух влюбленных лишь эпистолярный роман и несколько встреч, коротких и мимолетных.
Марина Егорова,актриса: «А ведь он дал ей вторую жизнь, после Родзевича. Она вынырнула за счет него. Она опять вдохнула, она заново начала жить, творить и писать. Это такой перелом, такой слом: как поэт она более зрелая, яркая, более вдумчивая. У нее стих пошел другой». В зрелости она по праву «возмутительно большой поэт».
«Я не знаю женщины талантливее себя в стихах», — обращалась она с вызовом ко всему литературному миру. Ее любимая дочь Ариадна, Аля, еще ребенком сказала матери: «Вас надо сжечь, чтобы вас согреть, да и то вы из гордости будете говорить, что вам холодно». Однако дерзость Цветаевой в спектакле предельно усилена.
Виктор Токарев, директор ТЮЗа имени А. Вампилова (Иркутск): «Марина – это огромная печь, в которую нужно постоянно подбрасывать дрова, дрова, дрова! Неординарная, неоднозначная личность, к которой можно присматриваться, которую можно даже и осуждать в чем-то, которую можно не понимать в чем-то, а можно и любить бесконечно. В этих парадоксах вся жизнь Цветаевой».
В финале три ее ипостаси сливаются в неповторимую суть. Не женской поэзии, а поэзии о настоящей женщине. Однажды Цветаева присутствовала на лекции философа Владимира Соловьева. Тот долго не мог подобрать пример вечной женственности. Поэтессу же удивило: «Зачем ему понадобились хоть какие-то примеры, когда в зале была я?». Так или иначе, женственное в ней именно от творчества. Вечное женственное, проносящееся через сотни разъединяющих лет.