Виртуальный демон по имени Момо атаковал российский интернет. Зародившись в Японии, вирус через мессенджер WhatsApp, стал одной из самых обсуждаемых тем недели. Образ женщины-птицы, который и у взрослого человека вызовет отторжение, стал настоящим кошмаром для тысяч детей. Многие боятся, что Момо им позвонит и станет угрожать. Почему иностранный призрак страшнее русской бабы-яги и чем объяснить его феноменальную популярность, выясняла Евгения Альтфельд.
Вечерний костер в детском лагере – лучшее время пошептаться о своих страхах. Многие из которых — порождение интернета. Разговоры о Момо здесь не поощряют, да и традиционные страшилки, которые всем мы помним с детства, заменяют красивыми легендами. Был случай, когда из-за истории о призраке-вожатой, например, случалась истерика у целого отряда. Что уж говорить о виртуальном демоне, на службе которого последние технологии.
– А вы слышали что-то про Момо?
Александра Погожина: «Я слышала, что это что-то типа синего кита. Только в ките ты выполняешь разные задания, а Момо приходит к тебе и тебя сразу расчленяет».
Момо — действительно пугающий персонаж со зловещей легендой. Как объяснили ее создатели — японские аниматоры, это призрак женщины, умершей во время беременности. Отсюда и патологический интерес Момо к детям. Скульптура мгновенно стала интернет-мемом, который якобы вступает в переписку с подростками, пугая тем, что знает о них буквально все: имя, адрес и угрожает их семьям.
Женщина-курица заполонила собой детский интернет, о ней всерьез заговорили все каналы, ведь параллели с группой смерти Синий кит, которая доводила до самоубийства подростков очевидны. Модератора группы Филипа Лиса арестовали 2 года назад. А вот кто стоит за Момо, которой приписывают недавнюю гибель 12-летней девочки из Аргентины, пока не ясно.
Вслед за иностранными подростками, российские дети-блогеры начали публиковать тысячи роликов, где они пытаются сами вступить в контакт с Момо по одному из номеров, зарегистрированных в Японии и Испании.
Максим Мирошниченко учит детей создавать блоги, он объясняет феномен популярности японского персонажа среди подростков:
— Федеральные каналы показывают пенсионную реформу, а блогеры — Момо. И то, что дети смотрят блогеров, которые пытаются звонить Момо, это как фильмы ужасов, которые мы смотрим, ставим себя на место героя и боимся. Но это не значит, что ребенок установит себе это на WhatsApp и будет в этом контакте. Ему этого просмотра уже будет достаточно.
Но все зависит от возраста и психики, 8-летняя Ева о Момо еще не слышала, зато после известной компьютерной игры «Гренни» (в переводе с английского — бабушка) боится спасть.
– Это где бабушка убивает. Если она нас увидела, она подходит и битой бьет нас.
А вот еще один персонаж — мишка ищет ребенка в заброшенной пиццерии. Создатели таких игр, которые скачивают миллионы детей во всем мире, тонкие психологи. Они умеют создавать ужас на контрасте обычного, как плюшевый мишка, и пугающего до дрожи. К психологу Татьяне Гилевой часто приводят детей с фобиями и нервными тиками после такой игры. Детально прорисованные, словно ожившие, виртуальные герои воздействуют на подсознание гораздо сильнее книжных.
– Самое важное, что ребенок в интернете находится один на один с персонажем, с этим ужасом, а когда мама читает сказку, он в безопасности и может сказать стоп. Погружение влияет на подсознание и критичность снижается. Все, что там происходит, воспринимается намного серьезнее.
«И за самое сердце укусила деда русалка…» – цитата из русалочьих сказок Алексея Толстова. Создатели петербургского проекта «Читаем детям» обязательно включают в свою программу страшные истории, чтобы готовить к взрослому миру, где можно встретить героев и пострашнее кровожадной русалки.
– Такие сказки читаются в возрасте от 4 лет, ребенок должен понять, что такое абсолютное зло и добро. Еще нет полугероев.
Каждой сказке — свой возраст, иначе можно навредить. А вот дети, которых слишком оберегали от зла в литературе и искусстве — больше боятся мистики, став взрослыми.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «В этом лагере мобильные телефоны у детей забирают и выдают только вечером для звонка родным. В лесу связь работает плохо, интернета нет. Поэтому о Момо знают лишь единицы. Вот — самый верный способ оградить ребенка от демона из сети».
Но вскоре все эти дети вернутся домой, к привычной жизни с гаджетами и неограниченным выходом в интернет. Информационная среда породила целую индустрию, которая зарабатывает на детских страхах. Будь то продажи компьютерных игр или хайповые ролики для накрутки подписчиков. И никакие фильтры не оградят детей от ужасов 21 века, кроме собственных родителей, их внимания и любви.