И еще немного о Манеже. Один из его запоминающихся выставочных проектов назывался «Свет китайской цивилизации» и знакомил с редким и обычно скрытым от посторонних глаз явлением — военным искусством Поднебесной.
Художники в униформе там занимаются творчеством согласно лозунгу: «твердость в политике, усердие в обучении, служение армии». Сюжеты — соответствующие. Однако не все современное искусство этой страны так воинственно. 40 работ 18 современных китайских мастеров представлено сейчас в Михайловском замке.
Выставка участников Шанхайской художественной ярмарки объединяет три поколения авторов. Старшему – 82, самому молодому – нет и 30-ти. С искусством Поднебесной знакомилась Дарья Патрина.
Виды шанхайских улиц в солнечных импрессионистических бликах, китайские иероглифы под классическими угловатыми абстракциями, элементы поп-арта с отсылкой к иным культурным реалиям. Современное искусство Китая – невероятный микс разнообразных художественных течений. Что совершенно не удивительно. Страна пережила длительный период самоизоляции. И в каждом подобном случае, после падения занавеса, важно найти в себе силы и выстоять в потоке хлынувшей информации. Китайским художникам это, кажется, удается.
МАРИЯ САЛТАНОВА, старший научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея: «Большое разнообразие. Они существуют в широком поле, умеют оперировать различными техниками, но не теряют своей самобытности».
Актуальные сюжеты – в древней технике гохуа, рисования тушью на рисовой бумаге. Или новые прочтения – в узнаваемых пейзажах и традиционных символах. Китайского в представленных работах больше, чем может показаться на первый взгляд. Да и размещение их в одном из филиалов Русского музея тоже лишь кажется случайным. Влияние российской и советской школы на современное искусство Поднебесной – довольно велико.
ЧУ ЧЕН, директор Шанхайской художественной ярмарки: «Русская живопись оказала на нас большое влияние. Например, живопись реалиста Ильи Репина. Мы очень его любим. А в 50-е годы ХХ века, когда между Китаем и Советским Союзом были хорошие отношения, многие китайские художники выросли в советской системе художественного образования. И мы многое из нее взяли».
Звезд мировой величины на выставке нет. А есть, например, самый покупаемый китайский художник десятилетия Ли Ичу, и восходящая звезда Вань Сяошуан, и европейский любимец Шен Цзиньдун. И все это – результат сотрудничества лишь с одной Шанхайской биеннале, а их в Китае уже несколько.
Арт-рынок страны, которому от роду не более 30 лет, показывает такие же темпы роста, как и вся китайская экономика. В Поднебесной постоянно открываются новые галереи и новые аукционные дома. Китайская экспансия эффективно поддерживается и мягкой силой искусства.