«Купание красного коня», «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара» – в этом году отмечается 140 лет со дня рождения автора этих шедевров не только отечественного, мирового искусства Кузьмы Петрова-Водкина.
По этому случаю в Государственном Русском музее подготовили большую выставку — около 250 произведений живописи и графики, полотна всем известные и забытые, а также его этюды и эскизы, которые зрителям покажут впервые. Дарья Патрина побывала на открытии экспозиции в корпусе Бенуа.
Такой масштабной персональной выставки Кузьмы Петрова-Водкина Русский музей не проводил более полувека. И сейчас уникальный случай, когда в одном пространстве собираются и ранние картины художника из его родного Хвалынска, и знаменитые из Третьяковской галереи, и вот, например, вообще впервые выставляются «Играющие мальчики», считавшиеся утерянными и обнаруженные в одной из частных коллекций. И все здесь рядом: масштабные многофигурные полотна, камерные натюрморты, лаконичные портреты, эскизы церковных росписей и великолепная графика из запасников Русского музея. Эти листы как на подбор одного размера: год, проведенный в Париже в середине 1920-х. Год, когда художник, пожалуй, был счастлив.
Его современники порой отзывались о нем довольно резко. Друзья-мирискусники, намекая на пролетарское происхождение и осуждая за сочувствие революции, называли «пролеткультом». А Горький считал Петрова-Водкина «всесторонне малограмотным».
Между тем Кузьма Сергеевич действительно сын сапожника из крохотного старообрядческого городка на Волге, учился живописи долго и самозабвенно. Два года — в рисовальных классах барона Штиглица, семь лет — в московском училище у Валентина Серова и еще три года во Франции, Италии и Северной Африке. Через многочисленные влияния к собственной абсолютно узнаваемой живописной манере. Сферический горизонт, словно опрокидывающийся на зрителя, сине-желто-красная палитра, образы как лики святых и композиции как на иконах…
Даже в 1930-х, когда пришлось много писать по заказу, Петров-Водкин не изменил своим принципам. «Смерть комиссара» — классическое «снятие с креста», а композиция картины «После боя» цитирует рублевскую «Троицу».
Как и многие из его поколения, Петров-Водкин — обманутый революцией. Искренне в нее веривший, но почувствовавший вкус ее горьких плодов. В 1930-х он пишет заказной революционный иконостас, но рядом небольшая картина «В трамвае», где вместо ликов смазанные пятна. Хаос, который Петров-Водкин, будучи чутким художником времени, конечно, не мог не чувствовать.