«Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая» — это лишь неполное название произведения Игоря Стравинского, которое чаще называют просто «История солдата», сочиненная в 1917 году в изгнании в Швейцарии как реакция на революцию. Уже на следующий год ее поставили в Лозанне.
С того момента кто к произведению Стравинского только не обращался. «Историю солдата» рассказывали Жан Кокто и певец Стинг, Жерар Депардье и рок-музыкант Фрэнк Заппа. А недавно за нее взялись Владимир Познер, Андрей Макаревич и скрипач Дмитрий Ситковецкий. На петербургской премьере их спектакля побывал Павел Богданов.
Игорь Стравинский написал «Историю солдата» в Швейцарии, куда он уехал еще накануне Первой мировой войны. По замыслу композитора, это легкая в театральной интерпретации вещь, которую можно показывать где угодно: от большого концертного зала до небольших площадок. В основе спектакля— сказка из сборника Александра Афанасьева, но мотивы «Фауста» Гете тоже вполне просматриваются.
Дмитрий Ситковецкий,автор идеи, скрипач: «Оригинальный текст, который был написан на французском языке, в интерпретации журналиста и поэта Михаила Успенского оказался наполнен реалиями сегодняшнего дня. Черт в обмен на скрипку дает солдату планшет и просит не создавать «образ врага», что становится особенно символичным в контексте начала спектакля. Оно снято в интерьерах телевизионной студии программы Владимира Познера, который дебютирует на драматической сцене. То ли в роли чтеца, то ли самого себя».
Владимир Познер,телеведущий: «Сама идея сконструировать этот мультижанровый спектакль и собрать такую команду-мечту принадлежит выдающемуся музыканту Дмитрию Ситковецкому. Он исполнил и скрипичную партию, и сценическую роль Черта. Впрочем, и партнеры у него достойные. Автор оформления спектакля и исполнитель роли Солдата – Андрей Макаревич. А на сцене еще и всемирно известная пианистка Полина Осетинская, которая участвовала в музыкальной интерпретации или, правильнее сказать, компиляции произведений Стравинского».
Полина Осетинская,пианистка: «Знакомый сюжет, яркие исполнители и неординарная музыкальная основа. Ингредиенты ожидаемого успеха в наличии. А потому публика что в Москве, что в Петербурге принимает эту постановку восторженно. Ответ на вопрос: что тому первопричина, содержание или яркие имена на сцене, мы оставим за кадром».