Особенности государственного регулирования интернета в разных странах от США до Китая – в репортаже Антона Цумана.

Соединенные штаты недаром называются родиной интернета. Законы, регулирующие эту сферу есть, но определяющая роль в этом принадлежит организации, которая может получить доступ к любым данным мировой сети. Имя ей АНБ – Агентство национальной безопасности США.

И укрыться от этого всевидящего ока почти невозможно. Едва появились факты того, что крупнейшая социальная сеть мира – Facebook – допустила незаконный сбор данных своих пользователей. как её создатель — миллиардер Марк Цукерберг был вынужден виновато оправдываться перед Конгрессом США – парламентом страны. В духе, извините мол, ошибочка вышла, больше так не буду.

В Германии к поведению в интернете относятся очень щепетильно. Особенно к соблюдению авторских прав. Например, если я скачаю с пиратского сайта защищенный авторским правом фильм или сериал — почти наверняка в своем почтовом ящике я вскоре найду корректное, но настойчивое предписание оплатить штраф. До тысячи евро.

За интернет-трафиком в Германии следят не только юристы. Два года назад немецкий парламент узаконил доступ к нему спецслужб — по любым основаниям, которые касаются безопасности страны. Впрочем, жители Германии не уделяют этому особого внимания. Надо — значит надо.

Во Франции для мобильного доступа используются сим-карты, четко привязанные к конкретному пользователю. А для стационарного подключения могут потребовать целый ряд документов. Включая договор об аренде квартиры, справку из банка и даже квитанцию об оплате электроэнергии. Кредит взять и то проще.

Во Франции после терактов последних лет закон о противодействии терроризму год от года становится все жестче. Его последняя редакция прямо предусматривает усиленное наблюдение в интернете за сайтами и публикациями различных лиц, содержащими призывы к ненависти.

Китайский интернет — это абсолютно другой мир. Там не встретишь привычных поисковиков, мессенджеров, видеохостингов, так популярных во всем мире. Некоторые заблокированы, а некоторые работают настолько медленно, что ими нечасто пользуются.

«Великий китайский файерволл», как называют его в прессе, действует по принципу фильтра. Для того чтобы сделать сайт внутри страны, нужно специальное разрешение. А весь интернет-трафик из-за границы проходит через узкое горлышко системы мониторинга. Которая уже заблокировала доступ к таким сервисам, как Google и Википедия.

В России интернет официально появился в 1990 году. На четыре года раньше, чем в Китае. Но первые законы в этой сфере были приняты всего несколько лет назад. Поэтому для того чтобы двигаться вперед в этом направлении, придется бежать в два раза быстрее. И, по мнению депутата Государственной Думы Виталия Милонова, действовать жестче.

Но реформировать интернет-сферу многие законодатели всё же предполагают постепенно. И один из первых шагов — изменения в законе об информации. Основной смысл которых не ограничивать или запрещать, а регулировать.

Для справки. Только за последние 5 лет доля постоянных пользователей интернета в России увеличилась в два раза. До 80% населения страны. Интернет – уже не просто средство коммуникации. Это часть нашей жизни. В которой свобода — не значит вседозволенность. А значит — ответственность.