Бизнесмен Валерий Пшеничный, чья компания разрабатывала 3D-модель для подводной лодки «Варшавянка», погиб при загадочных обстоятельствах в СИЗО. Дело постоянно обрастает новыми подробностями. Почему в этой теме так много вопросов, нужна ли компьютерная модель для лодки, которая в строю несколько десятилетий, и откуда взялась сумма заказа в миллиард рублей?  Репортаж Максима Облендера.

Шокирующие подробности экспертизы тела петербургского бизнесмена Валерия Пшеничного, которого нашли мёртвым в СИЗО на Академика Лебедева – самая обсуждаемая тема прошедшей недели. Сын предпринимателя делится последней информацией.

Денис Пшеничный, сын Валерия Пшеничного: «Намечена встреча со следователем из Следственного комитета, который должен ознакомить меня с результатами новых экспертиз. Касательно следов из-под ногтей. Нам должны передать видеоматериал для ознакомления и экспертизы».

Странные обстоятельства смерти и многомиллионный контракт с Министерством обороны. К делу Пшеничного сразу подключилась прокуратура, в СИЗО проверки, ситуацию на контроль взял уполномоченный президента по делам предпринимателей Борис Титов. Разработанный комплекс мер по защите предпринимателей положат на стол президенту.

Дмитрий Григориади, омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере международного и федерального розыска: «Проблема, согласно которой предпринимателей незаконно сажают в СИЗО, а вы знаете, что есть 108 статья УПК, которая запрещает предпринимателей помещать в СИЗО, если деяние находится в сфере предпринимательской деятельности – эта проблема очень серьёзная».

Но почему столько внимания к персоне Пшеничного? Экс-главу компании «Новит Про» обвиняли в хищении ста миллионов рублей. Он превысил расходы на создание 3D-модели подводной лодки проекта 636 «Варшавянка». Уникальный заказ Министерства обороны: чтобы каждая деталь 70-метровой махины была видна в разрезе на экране монитора. Сумма контракта – миллиард рублей. Для справки: на эти деньги можно было снять три нашумевших блокбастера «Притяжение», где сложнейшая компьютерная графика на каждом шагу. А тут одна лодка.

Чтобы понять, а что такое 3D-моделирование и сколько стоит красивая картинка, мы отправились в студию графики. Простейшие модели, чтобы совпадал внешний вид, вроде этой, делают неделю. Цена – сто тысяч рублей. Инженерная модель подводной лодки со всеми проводами и гайками, с учётом размеров и сопротивления материалов – действительно могла стоить миллиарды и даже больше.

– Как посчитать, сколько это стоит? Я могу сказать, что работал неделю, а могу сказать что две?

Иван Сидельников, режиссёр, продюсер: «Поскольку это рынок интеллектуального труда и результат интеллектуальной деятельности – это всегда экспертиза. Сопоставление сложности задач, трудоёмкости и многих параметров, которые содержатся под грифом "государственная тайна"»

– Какая конкуренция вообще, много ли таких специалистов?
– Это не массовое явление, это пока штучные специалисты.
– И они могут диктовать свои условия?
– Безусловно, да!

Пшеничный и был таким специалистом. Он пошёл дальше – планировал привязать модель к переносному центру. Идея, которой мог позавидовать Илон Маск. Два контейнера привозят в порт – подключают к лодке и обследуют субмарину. Идея, впрочем, не новая – центр удаленного доступа – концепт "Роллс-Ройса" – для анализа состояния танкеров и ледоколов на расстоянии!

Работа над моделью «Варшавянки» заморожена. Председатель петербургского клуба подводников Игорь Курдин и вовсе не видит в этом необходимости. «Варшавянка» – наверное, самая изученная лодка, её поставляют на экспорт, в разных модификациях выпускают с 70-х годов. Опытный механик и без модели знает все её узлы.

Игорь Курдин, председатель петербургского клуба подводников: «Как я понимаю, что это дорогостоящее оборудование и я не пойму, зачем оно нужно? Чтобы консультировать подводников, которые находятся на борту? Давать рекомендации? Это из серии "каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны". Все попытки при ликвидации аварий на лодках консультировать подводников с берега – закройте тот клапан, откачайте воду, подводниками воспринимались, но скорее, с усмешкой».

Срыв работы для оборонзаказа вовсе не говорит о кризисе в отрасли. Судостроительная фирма «АЛМАЗ» – заказов на 4 года вперёд. Суда для ФСБ и Минобороны не то, что сдают в срок – заранее. Потерять таких заказчиков было бы катастрофой.

Сергей Галиченко, директор по маркетингу судостроительной фирмы: «В стране, действительно кризис, но оборонзаказ поддерживают, у нас действительно большая загрузка. Мы выполняем контракт на поставку пяти самоходных плавучих кранов для Министерства обороны и пяти кораблей для пограничной службы».

Вот он – плавучий кран, осталось установить стрелу, и можно сдавать. Рядом корабль охраны со скорострельной пушкой на борту. Такие отправляют в Крым. Стоимость контракта – коммерческая тайна. На вопрос миллионы-миллиарды? Отвечают – миллиарды! Но здесь проверить проще – у каждого листа стали, у каждого двигателя есть своя цена, да и зарплата рабочего прописана в трудовом договоре. На днях Средне-Невский судостроительный завод спустил на воду тральщик «Иван Антонов».

Конструкторское бюро «Малахит» анонсировало появление подлодок пятого поколения – субмарин «Хаски», которые уже не дают покоя НАТОвским военным. По количеству разработок для Министерства обороны Петербург – лидер, свыше 70 предприятий работают на безопасность страны. На фоне этих многомиллиардных контрактов, 100 млн. в деле Пшеничного кажутся каплей в море. Резонанс вокруг смерти бизнесмена даёт уверенность – дело доведут до конца, и будет понятно, был ли он и вправду, «русским Илоном Маском» или очередным Березовским или Гусинским.

Максим Облендер, корреспондент: «Но ещё итогов расследования эксперты ждут потому, что они прольют свет на многомиллионные схемы заключения контрактов для государственного оборонного заказа. И, возможно, станет понятно, так ли они чисты и прозрачны».