Эрнст Барлах и Кете Кольвиц — два немецких художника, которые были уверены, что посредством искусства можно изменить мир. «Искусство есть дело глубочайшей человечности, проба на чистоту сердца и души», — эти слова многое объясняют в творчестве Эрнста Барлаха. Ему вторит Кете Кольвиц. Оба художника в разные годы прошлого века бывали в России. И нынешнюю выставку в Мраморном дворце, которая называется «Преодолевая существование. В диалоге с русскими современниками», можно считать их своеобразным возвращением в нашу страну. Дарья Патрина расскажет подробнее. 

Их связи с Россией очевидны и не требуют обоснований. Кете Кольвиц – уроженка нынешнего Калининграда. Эрнст Барлах – нашел вдохновение во время своего путешествия в 1906 году по южнорусским степям. Она – всем сердцем приветствовала Октябрьскую революцию. Он – был восхищен экзистенциальностью русских нищих и универсальностью российских просторов. Они не совпадали в политических взглядах. Но их творчество объединяется сочувствием к человеку. И к его земным страданиям. В простоте материалов, лаконичности средств и эмоциональности линий – бесконечное сопереживание эпохе и каждому, кто в ней жил… 

В кругах художественной интеллигенции в то время была распространена такая тоска по России, и Барлах рассматривал Россию как некий противовес буржуазному обществу. При этом он не был революционером в отличие от Кете Кольвиц, которая всем сердцем поддерживала Советскую Россию.

Ужас мировых войн и Барлах и Кольвиц поняли сразу. О страданиях, принесенных первой войной, они говорили еще долгие годы. Кольвиц – в графике, Барлах – в скульптуре. 

Гюстровский ангел Барлаха с чертами лица Кете Кольвиц, потерявшей на войне сына, воспарил над городской церковью Гюстрова в 1927 году. Спустя 10 лет ангел был символично переплавлен на пушки. А то, что мы видим сейчас, — последующая отливка с формы… Барлаху посчастливилось не увидеть начала Второй мировой. А Кете Кольвиц всего нескольких дней не дожила до 8 мая 45-го года… Последняя из ее скульптур «Жены, ждущие солдат» — уже о Второй мировой… 

Они оба очень отличались от современных им художников-экспрессионистов. Они были совсем другие. После 45-го года их выставки часто проходили по всему миру. Они были художниками, которые могли показать миру другой образ Германии.

Глядя на работы Барлаха и Кольвиц, вспоминая Ремарка и Брехта, действительно кажется, что в мире нет больших антимилитаристов, чем немцы. Но вот – мистические ужасы войны Натальи Гончаровой или крошечные работы Петра Филонова. Неприятие убийства и боли – по обеим сторонам фронта. То, что сближает художников и простых людей, вопиющих от жестокости политических амбиций.

Русский музей изящно поддержал масштабную выставку Музея Людвига. Здесь Барлах и Кольвиц пересекаются с Россией, скорее, эмоционально. Их пластика под шапкой «немецкого экспрессионизма» родственна и созвучна. Их гуманизм не имеет границ – ни временных, ни географических.