В Музее истории религии презентовали буддийский алтарь из японского посольства в Петрограде. В 1918 году посольство было эвакуировано в связи с революционными событиями, а алтарь оказался в музейном фонде. Об этом атрибуте религиозной жизни японцев и настоящем шедевре традиционного японского декоративно-прикладного искусства расскажет Варвара Федорова.
Даже сами японцы не всегда понимают, кому они молятся. На алтаре — скульптура Будды, но по обеим сторонам от него — таблички с именами ушедших предков. В Японии уже сотни лет сосуществуют две религии: буддизм, появившийся в стране в VI веке нашей эры, и синтоизм – традиционная вера, основанная на поклонении божествам и духам.
Религиозные доктрины, трудные для понимания, воплощаются в простых предметах: фигурках нецке, табличках предков, миниатюрных алтарях дзуси. Некоторое представление о мировоззрении японцев можно получить, рассматривая домашний алтарь, или буцудан.
Буддийский алтарь — достаточно эклектичный символ веры. Конкретно этот богато украшенный алтарь принадлежит к школе Махаяны или Чистой Земли, рая, где, возродятся верующие. Внутри буцудана скрыта наборная крыша Императорского дворца — элемент, унаследованный от буддизма. А вот подсвечники и курильница — из культа предков.
Сегодня три четверти японцев считают себя атеистами. Алтари, как и прежде, стоят в каждом доме, однако их первоначальный смысл утрачен. Теперь буцудан — не символ национального духа, а дань традиции. И наряду с богато украшенными встречаются домашние алтари в стиле хай-тек, гармонично вписанные в современные интерьеры. В России бы сказали: «Для спасения души все средства хороши».