В Петербурге стартовал 15-й всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». 15 лет подряд на сцене театра «Зазеркалье» показывают лучшее, что создано на просторах нашей Родины для подрастающего поколения.
В этом году форум открыл спектакль прошлогоднего победителя – Национального театра Карелии «Сказка о Попе и работнике его Балде», который убедительно доказал даже самым скептически настроенным школярам, что Пушкин – это не скучно. Как ямбы и хореи классика молодые артисты уложили в хлесткий рэп, засвидетельствовал Вячеслав Резаков.
Припоминаю, кажется так и выглядит радость жизни. В том, специально сконструированном для нее возрасте, в компании друзей, близких, как это возможно лишь в школьные годы, оказываешься абсолютно свободен делать что хочешь. Кривляться, орать, над каждым словом ржать. В общем, все равно что, лишь бы по приколу. Так почему, например, не это? Здесь компания подростков проходит квест в заброшенном цеху завода. Задача с ходу – представить спектакль, используя лишь пожитки и подножный строительный хлам. Понятно, что эти чертенята будут вытворять с Пушкиным: «Попляши-ка ты под нашу балалайку».
Пушкина жарят со всей энергией молодости. Подростковая глумливость – известный факт, и персонажи на сцене привязываются чуть не к каждому пушкинскому слову. На зрителя обрушивается каскад затейливых этюдов, в которых буквально из всякого хлама вытаскиваются звуки, ситуации и обстоятельства действия, а порой и целые персонажи.
Все понятно. Дети смеются, подростки забывают вернуть лицам скучающий вид, даже самому Пушкину, смотрите, вроде нравится. Им-то что, легко смеяться над героями, а вот взрослые помнят, что значит чувства верующих. То есть в стране взыскующей духовности пинать Балду можно как угодно, а вот его работодателя, рядового представителя духовенства в таком ведроголовом виде. А тут еще «поп, толоконный лоб»… Не надо!
В детском спектакле неизбежна дидактика, но не в том, что такие вот, близкие школьникам, формы должны разбудить в них интерес к хрестоматийному чтению. И так прочитают – куда они денутся от ЕГЭ. Спектакль просто и наглядно раскрывает им одну тайну, известную театру. Что любой текст, и, прежде всего, классический, всего лишь повод, первые слова необходимые, чтобы начать разговор о самих себе.
Демонстрируя, как это приятно, весело и легко, им дают образец ни много ни мало современного школьного театра. Наглядная технология творчества, объявленная сейчас главной задачей школы. Костюмы, кулисы, декорации – все это низкий флекс и купленный хайп. Просто – зайки. Словно беглый луч света, озаряют затуманенную память взрослых. Где мои пятнадцать лет?