На связи с программой «Хорошее утро» — Кристина Лапшина, адвокат.
александра емельянова,ведущая: «Русфонд» направил в адрес удмуртского благотворительного фонда досудебное заявление с требованием прекратить использование слов «дети» и «добро» для сбора пожертвований. В этом досудебном заявлении требуется даже выплатить компенсацию в пользу «Русфонда» за использование вот этих слов 2 миллиона рублей. Сразу возникает вопрос: насколько возможно зарегистрировать юридически и использовать только кому-то одному слова «добро» и «дети»?
людила ширяева,ведущая: Возможно ли слова такого широкого использования взять и, что назвается, «застолбить»?
Кристина Лапшина,адвокат: В России для регистрации товарного знака или знака обслуживания существует огромное множество правил. В том числе, в регистрации товарного знака должно быть отказано, если он является термином определённой среды. Например, нельзя зарегистрировать знак «бабочка» за продавцом бабочек, потому что деятельность других продавцов будет парализована. Но при этом, например, можно за магазином одежды. Что касается спора между фондами, здесь налицо пробел в законодательстве и правоприменении. С одной стороны, «Русфонд» зарегистрировал знак обслуживания 5542 «дети», там есть цифровая часть, которая в России является неохраняемой. Соответственно, попадает под охрану только слово «дети». Но есть такая интересная ситуация, что на момент этой регистрации были уже зарегистрированы три знака обслуживания в этой среде со словом «дети» по категории 36. Это благотворительные фонды. Но при этом Служба по интеллектуальной собственности не отказала «Русфонду» в регистрации их знака. Я не могу сказать, ошибка ли это, потому что законодательство именно по интеллектуальной собственности очень сложное, в нём огромное количество нюансов.
александра емельянова,ведущая: Основная эта ситуация вскрылась после того, как люди, которые хотели пожертвовать деньги в «Русфонд», набирали 5542, но получалось, что эта сумма — 5542 рубля — уходила в удмуртский фонд. На что людям нужно обращать внимание, чтобы пожертвовать тому фонду, которому они хотят?
Кристина Лапшина,адвокат: Во-первых, нужно помнить, что вернуть эти деньги будет невозможно, кроме тех случаев, когда одаряемый, то есть какой-то фонд, будет их использовать не на цели, которые указаны. Соответственно, если вы видите какую-то рекламу, что нужно перевести деньги ребёнку больному, пожилым людям, я бы советовала зайти на сайт фонда, там должна быть опубликована оферта, в ней указан и порядок перевода, и условия, и цели. Цели — это вообще самое главное. Потому что фондам запрещено нецелевое использование. Кроме того, на сайтах надёжными фондами размещаются отчёты об использовании средств, они показывают прозрачность использования. И, конечно, нужно очень внимательно набирать смс — видеть, куда вы отправляете и какую сумму.