Но его драма «Павел I» сразу после выхода в свет была конфискована за «дерзостное неуважение к верховной власти». Пьесу реабилитировали, но лишь несколько лет спустя. Сегодня театры к ней нередко обращаются. Накануне на сцене Театра «Буфф» своего «Павла I» показал Нижегородский театр драмы. На показе побывал Виктор Высоцкий.
Перенасыщенная событиями афиша театров Петербурга не нанесла ущерба интересу нашей публики к гастролям Нижегородского драматического театра, который приезжал последний раз еще в Ленинград более пятидесяти лет назад. К нам приехала не просто очередная театральная команда: мы встретились с традицией, школой, некогда общепринятой у нас в стране, ныне же потесненной потоком различных направлений.
Нижегородцы привезли в Петербург очень петербургскую пьесу — драму Дмитрия Мережковского «Павел Первый», в которой разыгрываются события последних недель самого причудливого царствования в русской истории. В аскетичной сценографии скупо обыгрываются петербургские мотивы: макет фасада Михайловского замка и Медный всадник на заднике. Степень убедительности исторических персонажей — Александра, Константина, Марии Федоровны и других — целиком задача актерского ансамбля, выполняемая с переменным успехом, и более всего — императора Павла, чей образ выписан у Мережковского как бы балансирующим между гротеском и трагедией.
Но если пьеса про любовь, то как объяснить в конце убийство монарха, который, как считается, в последние месяцы управлял и был управляем страхом единым. Значит неправильно его убили?
Несколько лет назад «Павла Первого» играли петербургские артисты прямо в залах Михайловского замка. Сейчас такого спектакля больше нет, поэтому спасибо театру из Нижнего Новгорода, что привезли свою версию.