Старые сказки на новый лад. Сегодня их рассказывают повсюду, куда ни посмотри. Классическая история Золушки, плывущей по жизни в ожидании, что когда-нибудь все изменится, надо только потерпеть, духу времени не отвечает.
Даже сказочная фабрика «Дисней» их больше не снимает. А хореограф Жан-Кристоф Майо, руководитель балета Монте-Карло, давно препарирует волшебные сюжеты. На фестиваль Dance Open привезли его «Золушку», в которой чудеса уступают место реальным чувствам, а мечты о сказочно-светлом будущем — мыслям о прошлом. Павел Богданов расскажет подробнее.
Никаких волшебных палочек и хрустальных башмачков. Но тем и ценна эта «Золушка», ведь большой сюжетный и при этом современный балет — явление редкое. А между тем хореограф Жан-Кристоф Майо эту нишу осваивает не одно десятилетие. Именно с его именем связаны успехи труппы из Монте-Карло. В Петербурге этот коллектив впервые.
Есть семья, застигнутая несчастьем — смертью матери: об этом хореограф рассказывает в прологе. В качестве увертюры великолепный дуэт родителей Золушки. А связь отца с другой женщиной, которую Майо показывает с почти площадной откровенностью, вкупе с поведением новых родственников повергает девушку в депрессию.
На помощь приходит Фея, которая проведет Золушку сквозь все испытания. Собственно Фея и становится главной героиней этой истории. Майо сумел донести, казалось бы, лежащую на поверхности мысль, что Золушку хранит не какая-то абстрактная волшебница из воздуха, а родная мать. И даже смерть не способна оборвать существование человека, если память о нем сохраняется в наших сердцах.
Сочетание комических моментов и психологической точности хореографии поразительно соответствует духу произведения Сергея Прокофьева. И хотя балетмейстер проигнорировал важную для композитора идею времени — как «преходящести счастья» — его редакция настолько естественна, что кажется будто маэстро писал эту музыку по заказу Жана-Кристофа Майо, как Чайковский свою "Спящую красавицу" — под диктовку Мариуса Петипа. При том, что это произведение Прокофьева называют одним из самых сложных для сценического воплощения
Балетные критики считают, что Майо как никто умеет соединять голливудскую безупречность шоу, психологические теории и классическую форму большого балетного спектакля. Но даже в драгоценной коллекции из десятков постановок, созданных Майо, «Золушка» занимает особое место. Это умная и при этом красиво рассказанная история. Слишком простое определение? Так и все гениальное просто.