В 2011 году на российские киноэкраны вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Принят он был неоднозначно. С биографиями таких по-настоящему народных артистов иначе и не бывает, но больше всего в картине смущал именно заглавный герой: под слоями грима и компьютерной графики невозможно было разглядеть ни Высоцкого, ни исполнившего его Сергея Безрукова.
Теперь Безруков, уже в статусе режиссера, к биографии Владимира Семеновича вернулся, поставив в Московском Губернском драмтеатре музыкальный спектакль «Высоцкий. Рождение легенды».
Удалось ли под таким громким названием создать постановку о человеке, знает Павел Богданов.
Владимир Высоцкий выступал в НИИ, академгородках, Домах культуры. Но о главных концертных площадках страны мог только мечтать. И это при том, что его творчество в Советском Союзе было знакомо миллионам. Кто бы мог тогда подумать, что в дни юбилея вспоминать Высоцкого будут в самых крупных залах страны: шеститысячном Кремле и четырехтысячном «Октябрьском».
И там, и там на спектакле «Высоцкий. Рождение легенды» переаншлаг. А публика самая разная: от современников Высоцкого, тех, кто слушал его на бобинных магнитофонах, до тех, кто живет в эпоху новых технологий. И это какой-то почти необъяснимый феномен. Ведь сколько было артистов, хороших и разных, да и запрещенных тоже, а помнят именно его.
На сцене не байопик, но жизнеописание артиста через его письма, воспоминания, стихи и, конечно, песни. Жанр определить невозможно, да и, наверное, не надо. Все будет неправильно. Главное, что четыре часа сценического марафона вместили основные этапы жизни Высоцкого: от рождения до тризны. Здесь переплелись и жизнь, и слезы, и любовь, и все это под музыку живого оркестра. Высоцкого играют, читают и поют, аранжируя в самых неожиданных стилях и звучаниях. А в роли главного героя сразу несколько артистов.
Конечно, в громадности такой театральной конструкции есть риск захлебнуться немыслимо пустым пафосом, что уже давно произошло на памятных концертах, посвященных Владимиру Высоцкому. Там его песни и стихи исполняют все кому не лень, потому что теперь это модно и престижно. К счастью, очевидного падения в пропасть безвкусицы в спектакле Московскому губернскому театру удается избежать. Спасает и очевидное уважение к фигуре героя, и тот факт, что на сцене не артисты эстрады, а драматические актеры.
Худрук Сергей Безруков для областного, по сути, театра огромная удача. Его имя на афише привлекает зрителей и позволяет поднимать такие трудоемкие проекты, как этот спектакль о Владимире Высоцком.
Актер, как и его герой, может ошибаться, а может подняться до каких-то невероятных высот. Но Безруков живет на сцене. И заражает этим неподдельным энтузиазмом окружающих. Иначе не было бы десятиминутной овации в финале спектакля.