Никакой политики, экономики и сложных искусствоведческих теорий — чистое искусство ради самого искусства. Такой принцип проповедуют «Безнадежные живописцы» — группа художников, возникшая в нашем городе на рубеже веков.
Хотя слово «проповедуют» по отношению к ним не совсем правильное, ведь они ничего не насаждают, просто безнадежно любят живопись, краски, цвет. На выставке эстетствующих романтиков в музее «Эрарта» побывала Дарья Патрина.
Сейчас с трудом вспоминается, но на рубеже веков действительно возникал момент, когда казалось, что лающие собаки и концептуальные граффити навсегда и безвозвратно сбросят с корабля современности классическое представление о живописи.
И нет удивительного в том, что перед лицом воинствующего концептуализма истинные апологеты мазка, холста и цвета здесь, в Петербурге, легко и спонтанно объединились в неформальную группу. Они назвали себя «Безнадежные живописцы». И в глубине души, конечно, точно знали, что им на долю выпали странные времена, которые нужно просто пережить.
Скромные городские пейзажи и непарадные портреты. Пестрый жанр и пронзительная повседневность. «Безнадежные живописцы» объединяются только на время выставок изменчивым составом. Но все они как будто созвучны чему-то большему, чем свое время. Такие разные под одной вывеской. И кто-то старше 70 лет, а кому-то чуть больше 30.
В «Эрарте» «безнадежные живописцы» отмечают 20-летие, хотя на выставке есть работы Иосифа Зисмана, датированные еще 60-ми годами прошлого века. И это не о безнадежности, а о преемственности. О взгляде и состоянии, которые имеют способность воспроизводиться. И о романтиках, которые не переводятся. А молодые живописцы, время от времени с надеждой примыкающие к «безнадежным» как доказательство того, что эта художественная ткань не порвалась.