Теперь же Тростянецкий вернулся в знакомые стены для постановки рассказа, который сам Набоков некогда назвал одним из лучших в мировой литературе. Речь о «Превращении» Франца Кафки. На премьере побывал Виктор Высоцкий.
Герой рассказа Франца Кафки «Превращение», проснувшись однажды утром, обнаруживает, что он стал насекомым с чашеобразной спинкой, брюшком с уплотнениями и множеством нервно шевелящихся ножек. Спектакль Геннадия Тростянецкого по рассказу Франца Кафки ждали с особым интересом, ведь встречались два самобытных явления: мастер с богатой режиссерской фантазией и мрачно фантастический и одновременно социально-критический текст, который с трудом можно себе представить воплощенным на сцене.
Но на то и существуют режиссеры, чтобы делать это превращение. И оно совершилось. Причем скорее в пользу спектакля, нежели в пользу истории Кафки. И первая, и самая главная особенность этой метаморфозы в том, что трагические обстоятельства главного героя пересказаны в веселой гротесковой манере.
Вторая особенность спектакля – в перемене точки зрения. У Кафки рассказ ведется от первого лица, и мы проникаем в тот мир ужаса и беспомощности, в котором оказывается человек-насекомое. Зритель же все видит как бы зеркально, глазами других действующих лиц — родственников и чиновников.
Эта перемена взгляда на происходящее лишила главного героя его монолога. Точнее, то, что от него осталось, передано другому актеру. Вместо этого в спектакле разработана разнообразная звуковая партитура, состоящая из членораздельной, нечленораздельной речи, музыки и звукоподражания. Главному же герою досталась в основном чисто пластическая задача — этюд «Я — насекомое».
Мир героев Кафки – это бюрократический кошмар, из которого, как правило, нет спасения. Геннадий Тростянецкий сочинил в своей истории любовную линию, которая спасла героя.
Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.