Граффитисты словно хакеры, взламывающие систему города, перекочевали в интернет, но голос улиц в них никак не умолкнет, так смело утверждают авторы выставки. Игорь Поносов исследует феномен стрит-арта, ограничив его периодом от 1971 года, то есть от времени появления субкультуры до 2011-го, когда мир захватил Instagram. Экспозиция, составленная из фотографий и видеоматериалов, скорее напоминает приложения к искусствоведческой статье. Но, тем не менее, является художественным высказыванием.
Татьяна Пинчук,директор по развитию Музея уличного искусства: «Есть такое мнение, что стрит-арт и граффити уже умерли, что мы этот период уже прожили, что стрит-арт, граффити – это такой же период в искусстве, в истории искусства, как и любой другой, как концептуализм или авангард».
Чтобы оставить свой след в искусстве, авторы идут на дерзкие эксперименты. Например, американский райтер Катцу выложил в сеть видеоролик, где рисует граффити на знаменитой картине «Девушка перед зеркалом». Сразу стоит оговориться: Катцу не причиняет ущерб высокому искусству. Полотно на видео, конечно же, является подделкой.
Игорь Поносов,куратор выставки: «Я считаю, что он просто сделал так для того, чтобы инициировать обсуждение: в нашей современной информационной эпохе нужно ли производить граффити в реальном пространстве? Или достаточно просто сфабриковать видео, нарисовать картинку в фотошопе и выдавать это за настоящее?»
Действительно, граффити на окраине города увидят несколько десятков человек, пока творение не будет закрашено местными дворниками, а ролик в интернете может собрать тысячи просмотров за считанные часы. Теперь райтеры зачастую адресуют свои сообщения не случайным прохожим и представителям субкультуры, а пользователям смартфонов.
Игорь Поносов,куратор выставки: «Make art and post it on Facebook – это такое очень простое правило, которым сейчас все пользуются. Создавай искусство и размещай в «Фейсбуке». А иначе ты не будешь замечен. Нужно что-то лайкать, шерить, есть определенные технологии в PR и SMM-менеджменте. И сейчас художник вынужден этим заниматься, если хочет быть замеченным».
Выходит, успех будет иметь не тот, кто сфокусировался на качестве, а тот, кто преуспел в продвижении своих творений. Интернет, дающий право высказаться любому, год за годом заполоняют тысячи новоиспеченных художников. Похоже, в погоне за лайками стоит вовремя остановиться, сменить статус на offline и за подлинным искусством снова пойти в музеи.
Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.