Матисс, Миро, Шиле, Бэкон, Ротко, Климт, Пикассо, Шагал — это еще неполный список великих, чьи полотна совсем скоро можно будет увидеть в венском Музее Леопольда. Там готовится к открытию экспозиция «WOW! Heidi Horten Collection».
И это поистине WOW-выставка, которая объединит 150 работ важнейших художников XX века. Произведения искусства из своей впечатляющей коллекции впервые покажет публике одна из богатейших женщин мира, миллиардер Хайди Хортен. Широкий жест, какого от состоятельной затворницы мало кто ожидал.
Тем временем в Шереметевском дворце открылась также впечатляющая своей наполненностью выставка. «Литва Мстислава Добужинского» — большое собрание работ графика, театрального художника, участника объединения «Мир искусства». На ней побывал Вячеслав Резаков.
Посреди спящей в пуховых снегах деревушки гротескно мерзнет черный силуэт. Демонстративно заломил руки. Для растущей природы слишком озяб, съежился, обхватив себя ветвями. Любимый прием из японской ксилографии, когда философское высказывание пейзажа обобщается эмоциональной деталью, выдвинутой на передний план. Как говорится, люди замечают чужое страдание, когда оно бросается в глаза. Знаменитый психологизм пейзажей Добужинского предстает в работах из собраний из нескольких литовских музеев.
Нашего знаменитого художника своим считают и литовцы. Принявший после революции ее гражданство, он и здесь проявился в разных жанрах, но первостепенным считается общепризнанный талант пейзажиста.
Уже современники Добужинского искали секрет особой выразительности его городских пейзажей. В них находили символизм поэзии Блока и хлесткую экспрессию прозы Леонида Андреева. И уже тогда родилось понимание, что с пейзажей художника на зрителя смотрят лица, портреты действительности, проступающей в деталях городской архитектуры или окружающей природы.
Крыши, брандмауэры, заборы, фонари, вывески, надписи на стенах — уже не детали, а черты, отражения человеческих переживаний на лицах домов Вильнюса, Каунаса, Петербурга. Его стены тоже стали частью литовской культуры. Зимняя канавка и решетка Летнего сада — эскизы к постановке «Пиковой дамы» в Каунасском государственном театре. Обнаружив на сцене полную иллюзию белой ночи и массивных зданий, публика остановила спектакль аплодисментами, вызвав на пустую еще сцену художника. Усвоенный им от Станиславского принцип «декорации должны вырастать из пола» лег в основу новой национальной сценографии.
Пейзажи, театральные костюмы, геральдика, книжная графика. В разных жанрах художник искал понимание внутреннего значения страдательного мира. Один из учеников Добужинсокго рассказывал, как наблюдал за его работой на натуре. Дом, стоявший перед его глазами, отличался от изображенного на рисунке числом окон, бросавшимся в глаза, не говоря о других деталях, но при этом был абсолютно узнаваем. Восприимчивый ко всем веяниям века от примитивизма до кубизма. Мастер знал: для того, чтобы схватить душу вещей, вовсе не обязательно перечислять все детали.