Как Великое княжество Финляндское обрело самостоятельность и объединяет ли нас что-нибудь сейчас, спустя век? Репортаж Павла Никифорова.
Павел Никифоров, корреспондент: «Кажется, что Финляндия может уложиться в несколько стереотипов. Если музыка, то обязательно Сибелиус! Если кино, то фильмы Аки Каурисмяки. Если природа, то тысячи заснеженных озёр! Если отдых, то, конечно же, сауна и крепкий алкоголь. Но сто лет назад всё могло пойти иначе, не было бы никаких финских стереотипов, без которых мир стал бы точно намного бедней».
А сто лет назад в Петрограде, в Смольный, где заседал Совет Народных Комиссаров, возглавляемый Лениным, прибыла делегация Великого княжества Финляндского. Владимир Ильич пообещал всем нациям право на самоопределение и, придя к власти обещание, пришлось сдержать.
Николай Третьяков, директор музея «Смольный»: «Пришли они утром. А у большевиков, которые только захватили власть было много насущных проблем. Нехватка денег, нехватка топлива – нехватка всего. А тут явились финны какие-то. И хоть Ленину сообщили сразу, что тут финские представители, но он не мог сразу оторваться от своих текущих дел и почти целый рабочий день они ждали его».
Финны знали, что Ленин многим обязан им. В Хельсинки он был под охраной главы полиции. По Петрограду он передвигался исключительно в сопровождении финского телохранителя. Даже еду – он и то только финскую мог есть.
Николай Третьяков, директор музея «Смольный»: «Ленин к Финляндии относился очень хорошо, ему все нравилось. Он даже хорошо относился к качеству финского питания. Он плохо питался, и жаловался на колики в желудке. И только когда он ел финскую еду, то чувствовал себя более-менее прилично, и это важно».
В итоге декрет был подписан — вот он, за подписью В.И. Ульянова, и рядом в скобках — Ленин. Финляндия впервые в своей истории получила полную независимость и самостоятельность. А в районе Белоострова, прямо по реке Сестра, в 35 километрах от Петрограда, в 1918 году появилась советско-финская граница. И один из таможенных пунктов находился вот на этом железнодорожном мосту. Со стороны Советской России он был красным. Со стороны Финляндии — белый. С одной стороны красноармейцы. С другой — финские стрелки.
Баир Иринчеев, историк: «Интересный момент — граница проходила прямо посередине реки. И у финских пограничников было связанное с этим посвящение. Они должны были искупаться в ней. Причем они должны были войти в реку, дойти до середины не нарушая границы. На нашей стороне уже стояли наши пограничники. И это называлась пограничное крещение…».
Мимо нас, мимо этих мест несётся скоростной поезд «Аллегро», соединяющий Петербург и Хельсинки. И вместе с ним перемещаемся в столицу Финляндии, в парк имени Ленина. Йохан Бекман — финский общественный деятель — вышел с нами на связь в день независимости.
Йохан Бекман, общественный деятель: «Для финнов все попытки переименовать исторические памятники крайне неприятны. Мы привыкли уважать все периоды нашей истории — русский период, советский — эти периоды много дали нам много хорошего, положительного!».
– Йохан, хорошо, парк Ленина вы защитите. Ведь Ленин, по сути, и даровал вам самостоятельность. А как быть в целом с независимостью Финляндии? Что сами финны думают про этот день?
– Многие финны не считают Финляндию независимой страной, потому что мы в составе Евросоюза и Евросоюз очень сильно ограничивает независимость Финляндии. И очень интересно, что финские националисты, патриоты поддерживают Российскую Империю. Они говорят, что в составе Российской империи Финляндия была более независима, чем в составе Евросоюза.
А вот Аймо Минккинен, который был директором музея Ленина в Тампере больше 20 лет, считает по-другому. Он так же чтит тот период истории, когда Финляндия была частью России, но считает, что сто лет назад Сейм всё сделал правильно.
Аймо Минккинен, экс-директор музея Ленина в Тампере: «Я думаю, что молодежь считает, что Финляндии стоило отделиться от России, потому что у нас есть все особенности: язык, обычаи, экономически Финляндия была готова к независимости».
Да еще как готова. За сто лет нас просто раскидало в абсолютно разные стороны по всем статьям и по всем рейтингам. ВВП на душу населения в Суоми — 16 место в мире. Россия только 66-я. Финляндия самая безопасная страна в мире. Мы 126-е. По продолжительности жизни наши соседи занимают 22 место. Российская Федерация — 110-я. И все же вряд ли мы да такой степени разные. Вот доказательство. Российско-финская семья. Петербурженка Дарья вышла замуж за финна. Двое детей, которые с русского на финский переключаются так же легко, как бегают. И таких семей и до 17-го года было много, и в 21 веке не меньше.
Дарья Кейсола: «Мне кажется, мы очень близки, и глобального непонимания между нами нет»
– А есть ощущение, что Финляндия когда-то была в составе Российской империи?
– Этого ощущения нет, но нет и ощущения, что мы принадлежим к разным мирам, мы всё же очень близкие соседи.
И эти близкие соседи, на самом деле, друг без друга не могут. Мы нужны Финляндии, а Финляндии нужна России. И подумаешь, что между нами государственная граница. Ведь, как сказал абсолютно русифицированный финн Вилле Хаапасало в одной из реклам: «В общем, живу как все и не парюсь».