В гостях у программы «Хорошее утро» Родион Зеленков, главный научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга.
дарина шарова,ведущая: В особняке Румянцева открылась выставка «Вдохновение в красных тонах. Искусство, рождённое революцией».
оксана маслова,ведущая: События 1917 года полностью изменили ход истории, все сферы жизни, в том числе, культурную. Давайте расскажем о постреволюционном искусстве.
Родион Зеленков,главный научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга: Да, действительно, событие знаковое. Начало рождения нового мира, новой идеологии, нового человека и нового искусства. О революционном искусстве 20-50-х годов эта выставка, и мы её построили по двум направлениям. Во-первых, мы рассказываем об истории революции, во-вторых мы показываем вот это революционное идеологическое искусство: как оно рождалось, как оно развивалось по самым разным направлениям. Это и портреты вождей, и монументальные предметы искусства, и огромные панно, которые писали специально для учреждений. Зачем эти панно делали? Нужно было закрывать вот этот буржуазный декор, не очень свойственный для советского государства. Их было несколько. Мы сейчас выставили панно, которые связано именно с темой революции в Петрограде. Среди них представлен портрет Владимира Ленина, который находился в Смольном художника Исаака Бродского. Он уникален тем, что писался специально для Смольного в здании Смольного. Правда, портрет уже 1927 года, писался по наброскам. После ремонта панно демонтировали, и оно хранилось в фондах нашего музея. Мы не имели возможности его выставить по разным причинам. Во-первых, не было подходящего случая, во-вторых, просто нет соответствующего пространства, где вот эти большеформатные полотна можно выставить. Это панно выставляется впервые как музейный экспонат.
оксана маслова,ведущая: Хотелось бы ещё рассказать о картине Юрия Ивановича Боско «Кто был ничем, тот станет всем».
Родион Зеленков,главный научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга: Дело в том, что это даже две картины. Это Юрий Боско — «Кто был ничем, а второй художник- Леонид Лабёнок. Они в 1956 году по заказу музея истории Ленинграда писали две большеформатные картины для парадной лестницы особняка на Английской набережной. Это были их дипломные работы. Они украшали парадную лестницу на протяжении многих десятилетий, после распада СССР их пришлось отправить в запасники. Уже целое поколение выросло, которое этих картин не видело. Но сейчас их можно увидеть.
дарина шарова,ведущая: А насколько молодое поколение интересуется этой темой? Кого чаще всего можно на ваших выставках встретить?
Родион Зеленков,главный научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга: Совершенно разные люди к нам приходят. И зрелого возраста, которые ностальгируют по тем временам, но и молодежь тоже приходит. Это такое искусство, во многом уже забытое и неплохое. Есть и громкие имена.
оксана маслова, ведущая: На выставке больше 130 экспонатов. Я знаю ,что есть и не совсем традиционные. Например, ковры с изображением вождей…
Родион Зеленков,главный научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга: Это подарки нашему городу. Музей истории Санкт-Петербурга, до этого Ленинграда. Все, что нашему городу дарится, отправляется в наш музей. Огромные настенные ковры- подарок Армении, Узбекистана, Башкирии. И если смотреть на тот или иной портрет Ленина, в нём вы угадаете черты армянского народа, узбекского народа. Смотря откуда этот ковёр приехал. У нас таких ковров много.
оксана маслова,ведущая: Я знаю, что есть и ценные экспонаты. Например, ваза фарфоровая, которая представлена в единственном экземпляре…
Родион Зеленков,главный научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга: Помимо подарков городу, есть и подарки советским вождям. Они очень разные и разными путями поступали в наш музей. Кстати, еще одна для нас важная тема. 1918 год — план монументальной пропаганды, когда нужно было сносить памтяники царям и устанавливать памятники революционным деятелям. Их почти не сохранилось, они делались из недолговечных материалов. А у нас в музее сохранились некоторые рабочие модели. Например, это памятник Радищеву, установленный в проломе решётки Зимнего дворца. Он простоял всего 4 месяца.