В этом году российское присутствие в Каннах бьет рекорды последних лет. Сразу два режиссёра в основной конкурсной программе. Это Андрей Звягинцев с фильмом «Нелюбовь» и Сергей Лозница с лентой «Кроткая», и ученик Александра Сокурова – Кантемир Балагов в конкурсе «Особый взгляд». Его картина «Теснота» снималась в Петербурге при поддержке Ленфильма и Комитета по культуре.
На связи с «Петербургским дневником» кинопродюсер Владислав Пастернак.
Каннский кинофестиваль – один из самых престижных в мире и один их старейших. Он задуман еще в 1939 году. Но воплотить идею в жизнь удалось лишь после Второй Мировой. История киносмотра на Лазурном берегу – в репортаже Евгения Старова.
Каннский кинофестиваль изначально был задуман как антипод Венецианского фестиваля, на котором Франция в первой половине 20 века не имела веса, и который считался в те годы весьма политизированным. Проведение первого фестиваля в Каннах было запланировано на 1939-й год, но состоялось оно только в 46-м. Причина понятна – Вторая мировая война.
Первым в программе был продемонстрирован советский документальный фильм «Берлин» режиссёра Юлия Райзмана.
Современный масштаб Каннский фестиваль приобрел к 1952 году, тогда он и стал ежегодным. Претендовать на участие в фестивале может любая картина, снятая в течение 20 месяцев до проведения фестиваля и не участвовавшая в других кинематографических форумах. Формата два: короткометражный фильм до 15 минут и полный метр свыше 60-ти. Лучшая картина получает «Золотую пальмовую ветвь».
Этой награды за все время удостоился только один полнометражный российский фильм – в 1958 году это была картина «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова.
Картина ленинградского режиссера Иосифа Хейфица «Большая семья», который в 1955 году завоевал 16 призов в номинации «Лучший актерский состав», до сих пор остается самым титулованным фильмом Каннского фестиваля за всю его историю.
Так же в рамках конкурсной программы фестиваля традиционно вручается гран-при – его в разные годы получили четыре отечественные картины: «Солярис», Андрея Тарковского, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова.
В течение 70 лет учреждались самые разные номинации и награды. Но даже просто попасть в основную конкурсную программу и кинопоказ в Каннах всегда считалось успехом для картины и режиссёра. Такой чести за все время удостоились десятки российских фильмов. В этом году в основной конкурсной программе участвуют сразу две отечественные картины: «Короткая» Сергея Лозницы и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Эти работы фигурируют в списках самых ожидаемых и имеют все шансы на получение «Золотой пальмовой ветви».