Накануне председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский предложил лишить полноценной пенсии и выезда за границу самозанятых россиян. И так совпало, что 4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».

В студии «Петербургского дневника» художник Николай Копейкин.

Воспоминания о временах тунеядцев и борьбы с ними – в репортаже Евгения Старова.

Белла посвятила всю свою жизнь искусству. Закончив художественное училище во Владикавказе, с мужем и маленькой дочкой переехала в Петербург. И здесь она одна из тех, кто стоял у истоков создания арт-центра на Пушкинской 10.

Белла Гадаева,художница:
«Я оказалась здесь, и моя судьба сложилась вот так – здесь, на Пушкинской, в арт-центре. С самого первого дня и по сей день. Вот уже 28 лет».

1989 год – переломный в судьбе не только Беллы, но и тысяч художников, музыкантов, писателей по всей стране. Они гордо заявили о своей независимости. До этого на протяжении 30 лет их – официально нигде не работающих – на законодательном уровне приравнивали к алкоголикам и преступникам под одной общей формулировкой «тунеядцы».

Белла Гадаева,художница:
«Это просто чудовищно, мы знаем примеры из того времени. Того же Бродского».

Как боролись с тунеядцами в СССР, Белла узнала еще во Владикавказе. Едва ей исполнилось 18, как молодую художницу вызвали на ковер к комсомольскому боссу – общественники заметили, что девушка нигде не работает и сообщили куда следует.

Белла Гадаева,художница:
«Такой длинный стол. За ним сидело много людей. И я такая маленькая девочка стояла перед ними, они меня отчитывали. Я как раз нигде не работала, мечтала поступить в училище. Они мне говорили: «Ну что? Ты больше так не будешь?» А я им: «Ага»».

Паразит, живущий за счет общества, сидящий у него на шее – все, кто не имел записи в трудовой книжке, автоматически становились тунеядцами. Белла с этим не согласна категорически. Творчество творчеством, но когда нужны деньги на еду, работать приходится.

Белла Гадаева,художница:
«То, что нужны деньги, там кушать не на что, или краски нужно купить, ты вспоминаешь про это и мобилизуешься. Так сказать, заземляешься».

Способность «заземляться», по мнению Беллы, и есть основная разница между свободными художниками и настоящими тунеядцами.

Белла Гадаева,художница:
«Человек, который не несет ответственности за всё, что с ним происходит. Который ищет причины вовне. Сваливая свои проблемы на других».