В первую очередь, необходимо восстановить росписи, включая самые ценные декоративные элементы интерьера – лаковые панно в китайском стиле. В каком состоянии дворец сейчас и что именно предстоит сделать, выяснял Максим Облендер.
Решетки балконов и статуи в нишах временно покинули свои места. Следы реставрационных работ замечаешь еще на улице: зияющую дыру в стене заложили кирпичом, сделали ливнёвки. Позже возьмутся за фасад и кровлю. А пока есть чем заняться внутри.
Сергей Павлов, главный архитектор Петергофа: «Дворец Петра Третьего один из немногих объектов, трёх в стиле рококо на территории РФ. Так исторически сложилось. Сохранился только благодаря тому, что во время войны Ораниенбаум уцелел, безусловно, с потерями. Увидели следы в процессе реставрационных работ».
Сохранился дворец хорошо, но работы от этого меньше не становится. Везде строительные леса. Сам дворец небольшой, кроме служебных помещений – передняя, буфетная, картинный зал, кабинет, спальня, будуар. Комнаты можно пересчитать по пальцам. Вот готовые к дальнейшей работе и позолоте тяжёлые решётки. Вот демонтированная фурнитура. Здесь в процессе работа над лепниной – гравюрами с охотничьими, военными и морскими мотивами.
Инна Казадаева, художник-реставратор декоративных покрасок: «Здесь восстанавливается лепной декор 19 века. Здесь уже была реставрация. Но что-то сохранилось. Мы делали расчистку и по этим расчисткам восстанвливаем те колера, которые были в зале».
Установить первоначальный облик – задача непростая. Кроме того, что дворец был резиденцией Петра Третьего, в 19 веке он был перестроен в герцогский охотничий домик. Что-то уцелело от первозданного облика, что-то от новодела, что-то удаётся обнаружить прямо во время реставрации. Так в картинном зале под слоем краски нашли холст – отлично сохранившуюся под потолком картину. Кто и зачем прятал полотно – непонятно. В зале по соседству на откосе окна удалось отыскать фрагмент живописи художника Ганса Вильгельма Шмидта. Кое-где проглядывают отголоски советсткого времени – кусочки газеты и обоев на стенах.
Максим Облендер: «Некоторые тайны раскрываются только в процессе реставрации, ну а другие моменты владельцы дворца и архитекторы нарочно старались утаить от обычных людей. Так в опочивальне есть дверь – она ведёт на тайную винтовую лестницу. А здесь, прямо в стене, есть небольшая комната в комнате. Поместиться в ней мог разве что один человек и ночная ваза».
Стены, лепнина, потолки. Новым среди всего этого кажется разве что пожарная сигнализация. Без этого никуда. А ещё установят систему видеонаблюдения. С первым этажом немного проще. Здесь, вероятно, располагались комнаты прислуги. Художественной отделки не было. Реставраторы уже гидроизолировали пол, привели в порядок потолки, сейчас в работе двери. Работа во дворце кипит сразу во всех помещениях. Времени мало, надо успеть к концу года. Весной последние доработки, а в новый туристический сезон памятник архитектуры должен войти во всей красе.