Насколько сложно организовать бизнес на берегах Невы? И оправдано ли это? Репортаж Антона Цумана.
Юрий Зинчук, ведущий: «На этой неделе под руководством Губернатора прошло заседание Совета по инвестициям. Обсуждали новые проекты. Например, было предложено еще увеличить площадь намыва на Васильевском острове. Также была поддержана идея увеличения парковых и пешеходных зон. Например, предлагается сделать пешеходной всю Кронверкскую набережную и соединить ее мостом с Александровским парком. Таким образом, образуется единый ансамбль одной большой территории для отдыха и прогулок. От зоопарка до метро "Горьковская", от Ленфильма до Музея Артиллерии и дальше до Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Громадное пространство. Теперь задача профильных комитетов Смольного – разработать меры поддержки инвесторов, которые могли бы взяться за реализацию этих проектов. Были озвучены очень позитивные цифры. Например, объем инвестиций в основной капитал города за девять месяцев текущего года превысил 340 миллиардов рублей. Это на 45 миллиардов рублей выше, чем за аналогичный период прошлого года, подчеркнул глава города».
Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга: «Безусловно, это уверенный рост. Обусловленный, в том числе, и нашей с вами работой по расширению мер поддержки инвесторов и улучшению инвестиционного климата. Кстати, статистика также показывает, что доля бюджетных инвестиций в основной капитал составила 18,2%, снизившись на 10%, таким образом, отмечается замещение бюджетных средств, финансируемых за счет инвестора».
Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, цифры, миллиарды, позитивные тендеции – это, конечно же, хорошо. Ну а что на деле? В реальной жизни, а не на бумаге: Насколько сложно сейчас организовать своё дело? Насколько привлекательно заниматься бизнесом на берегах Невы? Мы решили взять несколько историй из жизни наших предпринимателей, чтобы на конкретных примерах изучить эту тему. Репортаж Антона Цумана, который тоже подумывает сменить карьеру журналиста, на тяжелый хлеб российского предпринимателя».
Предприниматель Андрей Шарков начал свой бизнес с полутора сотен долларов. Стартовал с небольшого дизайнерского агентства, а пришел к целому предприятию по производству сувенирного шоколада с оборотом в десятки миллионов рублей. Но каково было начинать новое для него дело, Андрей помнит до сих пор.
Андрей Шарков, предприниматель: «Самое сложное — начало, первый шаг, потому что идей в голове куча. Потом ты уже шлифуешь: это намного проще, но взять и сделать с самого начала – это самое сложное, и точно так же было в дальнейшем с новыми вещами».
В бизнес-среде любят цитировать классика предпринимательства Генри Форда. Жизнь – это движение, остановился отдохнуть – скатился вниз. Поэтому Андрей, следуя заветам легендарного промышленника, не стесняется экспериментировать.
Андрей Шарков, предприниматель: «То что сейчас вы пробуете – уникальный шоколад. Мы его разработали специально для спортсменов, которые запросили максимальное содержание белка и без сахара».
По общемировой статистике лишь один бизнес из двадцати доживает до пяти лет. И Россия в этом плане соответствует мировым стандартам. Бизнесу Олега Курлянчика пока только 4 года. Когда-то Олег был директором популярной в свое время рок-группы Аматори. Теперь сменил музыку на производство теплых конвертов для младенцев.
Антон Цуман, корреспондент: «Совсем не скажешь, что российское».
Олег Курлянчик, предприниматель: «Да. Тут кстати всё российское, даже молнии делаются в Петербурге».
Если с вопросами импортозамещения разобраться удалось, то вопросы финансовые пока остаются без решения. Вроде и клиентов достаточно, и желание расширяться есть. Вот только банки подходят к выдаче кредитов зачастую слишком формально.
Олег Курлянчик, предприниматель: «Производство считается ненадежным заемщиком. Банк отказывает нам в кредите, хотя мы уже брали там кредит в 3 миллиона, который успешно обслуживаем. Если бы я покупал продукцию в Китае и продавал по своим параметрам, мне бы выдали требуемую сумму».
А это крупнейшее в Петербурге производство «надувного спортинвентаря». Рафты, каяки и столь популярные в зимнее время санки-ватрушки. Здесь обратная ситуация. Острой нужды в помощи банков нет — бизнес в уверенно держится на плаву уже 16 лет. А вот заместить импортные материалы пока не получается.
Александр Тчанников, директор по развитию: «Если бы было развито качественное производство здесь, в России, мы бы с удовольствием сами бы поддержали производителя российских материалов».
Но даже отсутствие отечественных материалов не мешает следить за трендами. Для бизнеса жизненно важно уловить, откуда подует ветер больших денег. Вот пример: SUP-сёрфинг. Это развлечение на воде могло стать популярным только в таких городах, как Петербург или Венеция. Хотя его родина — Гавайи.
Возможно, в этом и заключается главное отличие петербургского подхода к бизнесу от других регионов России. Источником идей и вдохновения становится сам город — нужно лишь внимательней смотреть по сторонам. Неслучайно 80% успешных российских стартапов приходится именно на Петербург. Например, Алексею Казакову подсказали начать свое дело городские достопримечательности.
Алексей Казаков, предприниматель: «Я стал фотографировать город в 7 утра. Однажды решил неделю посвятить тому, чтобы фотографировать безлюдный город».
Из импровизированных викторин с подписчиками аккаунта в инстаграме постепенно родилась полноценная настольная игра с простым девизом – знай и люби свой город. Игрокам нужно угадать 54 узнаваемых городских объекта. Среди которых театры, музеи, соборы, памятники. И к каждому – по 5 интересных вопросов.
Проект Алексея пока только развивается, и окупить вложенные средства ещё только предстоит. Но в какую сторону развиваться дальше создатель игры уже решил.
Алексей Казаков, предприниматель: «Сейчас переводим на иностранные языки. Сперва, конечно же, китайский, потом английский. К чемпионату мира, надеюсь, будет на многих языках».
Если раньше основными средствами производства были сырьё, энергия, оборудование, то сегодня на первый план выходит идея. Например, сервис электронной коммерции Ali-baba group: Джека Ма за один лишь день холостяка — китайский аналог черной пятницы — заработал 20 миллиардов долларов. Для сравнения – российский «Газпром» заработал лишь 5 за весь прошедший год.