Юрий Зинчук, ведущий: «Ну и давайте теперь от проблем большого футбола перейдем к проблемам большой политики. На этой неделе многие эксперты детально анализировали встречу Владимира Путина с активистами ОНФ. Подводили итоги работы за 3 года.
Понятно, что за кругом вопросов, которые обсуждались на этой встрече, были еще некие знаки и смыслы, о которых публично не говорили, но, которые очень чётко прочитывались и понимались политической элитой. Что нам хотели сказать во время этой встречи? И что мы услышали? Ответы на такие вопросы позволяют понять, а какой курс в ближайшее время выберет Президент и ведомый им объединённый народный фронт.
Давайте заглянем на кухню российской политики и посмотрим, что там сейчас для нас готовят».
Всё должно было подчеркивать народность и открытость обсуждения. Даже авансцена в зале специально была смонтирована по образу и подобию античного Колизея. Оратор в центре. Народ вокруг. Как в древнем Риме проводили публичные форумы. Так и тут – Путин в центре. Активисты вокруг – рядом, стеной. Одно слово – фронт.
После ухода Вячеслава Володина с передовой фронта, многие поспешили с прогнозом о медленной политической смерти ОНФ. Но два часа прямого эфира с картинкой терпеливого и внимательного слушающего Владимира Путина, развеяли все домыслы. Политической элите чётко дали понять: ОНФ жил, ОНФ жив, ОНФ будет жить.
Виталий Фатеичев, сопредседатель штаба Петербургского отделения ОНФ: «Президент и лидер ОНФ сказал, что за время своей работы Народный фронт стал не просто движением, не просто площадкой. Задача Фронта не стала сводиться исключительно к выполнению указов, а стала гораздо шире».
Только ленивый и нелюбопытный взгляд мог не заметить, насколько жёстко акцентирована была повестка дня. Ни слова про внешнюю политику. Там и так с нашими калибрами и искандерами – мы, как и в балете, впереди планеты всей. Разворот только на внутренние проблемы. Школы, дороги, зарплаты. Спросили даже про мусорную мафию, которая зарабатывает на нелегальных помойках. И наверное, не самое мудрое государственное решение – Президенту заниматься проблемой помоек . Но таковы сейчас вертикали и горизонтали власти в России.
Сергей Ципляев, декан юридического факультета СЗИУ РАНХиГС: «Государственная машина – она громадна. Это и региональные власти, и местное самоуправление, и надо научиться решать вопросы на том уровне, на котором они возникают, как можно более низком, выстраивать самостоятельно работающие механизмы, где президент иногда проверяет боксы, шестеренки, что-то смазывает. Но он не должен крутить колёса руками ежедневно».
Близость Президента к Народному фронту, безусловно, должна означать близость к народу, а не к политическим силам. Меньше политики, больше внимания к внутренним проблемам страны. Вот курс, который сейчас выбирает Кремль. И с учётом количества проблем в стране, следовать этим курсом будет тяжело. Но нужно.
И хотя до президентских выборов еще почти полтора года, известный политический шаблон – ОНФ как альтернатива Единой России – вновь обретает свою особую актуальность.
Станислав Еремеев, декан факультета политологии СПбГУ: «Есть старое правило у политологов: выборы закончились – выборы начинаются. Поэтому важный вопрос донесения тех инструментов и месседжей, которые есть у руководителя, своих взглядов на развитие страны, той повестки – она актуальна».
Таковы особенности политического календаря в России. Март 2018 начинается в ноябре 2016. И это, наверное, хорошо. С приближением выборов, ускоряется решение внутренних проблем, о которых говорит Президент. Одну, по крайней мере, мы уже решили. Урожай зерна в этом году мы собрали самый большой за всю историю постсоветской России. Осталось немного. Решить все остальные.