Находки на даче Громова: приступив к реставрации старинного особняка в Лопухинском саду, мастера сделали несколько открытий. Максим Васильчук пообщался с реставраторами, увидел, как бережно они обращаются с тайниками архитектурного памятника.
Дача Громова сейчас словно остров сокровищ. Расчищая очередное помещение, реставраторы находят все больше исторических артефактов. Самые ценные из них – живописные плафоны, которые спрятаны под толстым слоем краски.
Алексей Петров, художник-реставратор: «Были обнаружены четыре ангелочка с крыльями, так называемые серафимы. Они были закрашены, скорее всего, в советский период. С одной стороны, скрыли это от глаз, с другой стороны, поступили достаточно гуманно, не уничтожили эти живописи, даже более того, нанесением лака историческую живопись сохранили».
Эти ангелочки выполнены в полутенях. Вся живопись здесь построена на игре света. Чтобы ее не нарушить, реставрировать будут очень осторожно.
Алексей Петров, художник-реставратор: «Это аккуратная методика. Это делается все достаточно долго, это расчищается по миллиметрам. Руку автора ни в коем случается ни уничтожает и не пытает повторить, поэтому трещины, которые идут по живописи, томпонируют и больше ничего не делают».
Еще одна уникальная находка – полуразрушенный бюст. Чей именно, пока не установили. Обнаружили среди груды мусора в подвале. Здесь же наткнулись и на дореволюционную систему отопления.
Максим Васильчук, корреспондент: «При реконструкции обнаружили старинные печи. Сюда закидывали уголь и дальше тепло распространялось по всему дому по системе воздуховодов. Специалисты говорят — печь еще можно задействовать, только вместо угля использовать тепловентилятор».
Использовать планируют не только печь. Оживить можно всю дачу. Но сначала – отреставрировать фасад. Задача вполне выполнимая – деревянная обшивка сохранилась в удовлетворительном состоянии.
Реставраторы обещают все элементы обшивки вернут на свои места. Тогда памятник деревянному зодчеству примет свой исторический живописный облик.
Алексей Петров, художник-реставратор: «При Громове это здание блистало, потому что если судить по тому количеству живописи и выполнению всех интерьеров, здание было действительно в своем первоначальном виде роскошно. Хотелось бы его оставить. Это наше наследие, это наша история, это наша культура».
Пока что дача окружена строительными лесами. Первый этап работ заканчивается уже в ноябре. Что дальше – неизвестно. Для продолжения работ требуется дополнительное финансирование.