Милосердие в России XXI века

 

Историю благотворительности в России с дореволюционных времен до наших дней изучила Евгения Альтфельд.

Спицы, шерстяная пряжа — и психолог Алексей Петюков во всеоружии. Вязанием он борется с людским жестокосердием.

Алексей Петюков, психолог: «Я вяжу шапочку для недоношенного не родившегося ребенка, от которого откажется мать. Недоношенные дети мерзнут, им нужно согревать ножки. Важно, чтобы ребенок знал, что о нем кто-то позаботился и его кто-то любил».

Идея благотворительного рукоделия возникла по итогам тренинга личностного роста, который Алексей проводил для своих пациентов.

Один из благотворительных магазинов. Здесь есть все: от бабушкиного кресла-качалки до немецкого технического словаря начала прошлого века и… туфель стриптизерши. Пестрый ассортимент обеспечивают те, кто приносит ненужный скарб из дома: 30 тонн вещей в месяц. Прибыль от продаж – благотворительным фондам, какие-то вещи просто раздают, откровенное старье идет на переработку. Не бить на жалость, а делать благотворительность занятием модным и интересным — заповедь менеджеров от меценатства.

Юлия Кулешова, основательница благотворительного магазина: «Мы не стараемся строить так, чтобы люди чувствовали жалость. Чтобы все было современным и доступным. Так же и благотворительные магазины, когда человек приходит сюда, его никто не умоляет что-нибудь купить, чтобы кому-нибудь помочь. Он покупает, если ему нравится, и подходят цены.

На карте Петербурга более 15 адресов, опустить пакет с вещами можно в один из контейнеров. Около часа мы наблюдали за пунктом сбора в Петроградском районе

Детскую ванночку, из которой вырос мой ребенок, я отнесла в церковный дом Храма Иоанна Предтечи, где тоже принимают пожертвования. Настоятель Отец Вадим искренне обрадовался.

Здесь с утра до вечера разбирают тяжелые мешки. Гречневая крупа, сахар, консервы. Тут же совершенно новая одежда.

Одно из значений слова «кризис» – в перелом, переоценка ценностей. Так что сейчас благотворителей стало даже больше — подметил отец Вадим.

Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи протоиерей Вадим Буренин: «В 90-ые с Запада привозили вещи рваные, а сейчас приносят то, что приятно носить».

Современной благотворительности около четверти века. Советское время стало пробелом. В России дореволюционной неучастие в делах милосердия считалось дурным тоном. Желтый дом на Мойке, 108 — один из знаменитых адресов Петербурга, который знала вся городская беднота.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Здесь в середине 19 века был построен Демидовский дом Трудолюбия. На его создание известный меценат, представитель знаменитого рода уральских горнозаводчиков Анатолий Демидов пожертвовал 500 тысяч рублей. Здесь давали честный заработок, бесплатная столовая, где кормили щами и гречневой кашей, женщины на время работы могли оставить детей под присмотром, что стало прототипом первого в России детского сада».

Вслед за русскими императорами, все — от чиновников высшего ранга до купцов и фабрикантов –жертвовали крупные суммы на устройство приютов, богаделен, училищ и больниц. Скупые становились изгоями.

Филантропов от Бога — единицы, остальных надо умело вовлечь в процесс –  мнение авторов нового городского проекта "Открытый университет". Первая лекция – обсуждение резонансного «Левиафана» с известным кинокритиком. Цена билета — кто сколько может. Ящик быстро наполняется купюрами, которые уже завтра передадут на нужды больных детей.

И вот некоторые итоги одного дня милосердия по-петербургски: микроскопическая шерстяная шапочка, которую мы связали с Алексеем Петюковым, уже греет малыша, от которого отказалась мать. Детскую ванночку забрала многодетная семья. Благотворительная лекция кинокритика собрала 20 000 рублей.

Евгения Альтфельд
Пульс города