«Так мало нынче в Ленинграде греков…»

 

Что всегда объединяло Россию и Грецию, Петербург и Афины? И почему второй бокал греки всегда пьют за русских? Специальный репортаж Павла Никифорова.

Юрий Зинчук, ведущий: «На этой неделе мир, помимо минских соглашений, сделал еще один шаг в сторону мощных геополитических изменений в Европе.

Греческий парламент утвердил новое правительство во главе с премьером Ципрасом. Это не просто рядовое политическое событие в одной из европейских стран. Это назначение может серьезно повлиять на будущее Евросоюза: победивший на выборах Ципрас уже пригрозил выходом из ЕС. Заседание по этому вопросу назначено на следующей неделе. Дальше — больше: после выхода из Еврозоны Греция может выйти и из НАТО, тем самым освободив свои базы для российских военных. А откуда берут корни подобного рода отношения между Россией и Грецией? Что объединяет наши страны? И если мы будем искать ответы на эти вопросы, то начинать нужно именно с Петербурга.

Наш специальный корреспондент Павел Никифоров изучал историю вопроса. И вот его специальный репортаж – греческий Петербург.

Павел Никифоров, корреспондент: «"Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал",– Бродский наблюдал за сносом Греческой церкви, на месте которой сейчас и стоит БКЗ Октябрьский, лично, из окна квартиры друзей. И, не обладая официальными цифрами, он очень точно угадал с малочисленностью греков. Их и сейчас, после открытия всех границ, на пятимиллионный Петербург всего 500 человек».

Греческая церковь Святого великомученика Димитрия Солунского для Петербурга стала одной из главной градостроительной темой последних лет. То её восстанавливают, то в последний момент утверждают и строят на ее месте вот этот бизнес-центр. Готовый проект архитектора Дмитрия Логутина по-прежнему ждет своего часа. Как ждет своего часа и оригинальная памятная плита, которую Владимир Хршановский хранит у себя дома на Греческом проспекте уже 53 года. Нашел он её еще 13-летним пацаном на развалинах храма.

Дмитрий Бенардаки, о котором упоминается на этой плите — русский промышленник, грек по происхождению. Человек, который всеми силами наводил мосты между двумя своими родинами. Именно на его деньги и была построена единственная в Петербурге Греческая церковь, просуществовавшая ровно сто лет.

Павел Никифоров, корреспондент: «Это могила грека Дмитрия Бенардаки. Как сейчас бы сказали, спонсора Гоголя. И единственного иностранца за всю историю Романовых, который дал в займы русскому императору. После смерти Бенардаки забальзамировали и захоронили в Греческой церкви. Разрушив церковь, коммунисты осквернили и тело греческого мецената, буквально разорвав его на куски. Несколько лет назад останки Бенардаки собрали по разным институтам и перезахоронили его на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре, по соседству с другими петербургскими греками, через два памятника от могилы художника Архипа Куинджи».

Но ни обрусевшие греки, ни греки с родных Балканских островов на петербуржцев за старые грехи обиды не держат. Председатель греческого общества в Петербурге «Петрополис» Алексей Дросиди, заверяет, что дело обстоит даже ровно наоборот.

Алексей Дросиди, председатель греческого общества «Петрополис»: «Россия популярна в Греции. Даже после последних выборов греки всю ночь танцевали калинку. Нас ничего никогда не разделяло, кроме коммунистического периода. И греки всегда помнят, что нас освободила Россия. Поэтому второй бокал мы всегда пьем за русских».

Греки любят Россию и Петербург, помнят, кто помогал их освобождению. Петербург же буквально пронизан Элладой. У нас через фасад древнегреческие ионические ордера и барельефы с греческим орнаментом. А сиртаки, как оказалось, в нашем городе звучит не менее естественно, чем, например, «Город на вольной Невой». Единственный петербургский ансамбль, исполняющий национальную греческую музыку, высоко оценивают даже сами греки. Так исполнять греческие мотивы, кроме греков же, могут, видимо, только петербуржцы.

Антон Назарко, музыкант ансамбля «Метафора»: «Попросили поучаствовать в греческом проекте, а он вырос до ансамбля. Вообще для классического музыканта греческая музыка очень интересна. Прежде всего, своей ритмикой. Своими сложными, нестандартными размерами».

Другой музыкант с петербургско-греческими корнями в апреле 2014-го получил российский паспорт. Дирижер Теодор Курентзис родился и вырос в Афинах, но вот главное образование в своей жизни получил в петербургской консерватории у знаменитого профессора Мусина. После выпуска — ассистент Темирканова в Санкт-Петербургской филармонии. Потом Большой театр в Москве, Новосибирский театр и сегодня –  должность художественного руководителя в Перми.

Теодор Курентзис, дирижер: «Я люблю Россию. Это несколько наивно, потому что для меня сейчас очень раннее время и я говорю много наивного. Я люблю Россию. И мне кажется, что каждый, кто так говорит, должен делать что-то для этого».

Сегодня Курентзис – один из самых известных русских дирижеров на Западе. Звезда в мире мировой классической музыки. Даже интервью пришлось писать с ним по скайпу, из-за концертов дирижера в Берлине. Он искренне любит Россию, не стесняется говорить об этом при случаи, и отстаивает свою вторую родину, если это требуется.

Теодор Курентзис, дирижер: «Это очень талантливая страна. Это страна, у которой очень одинокий путь. И знаете, когда кого-то очень усиленно и все ругают — это я сейчас про отношение к России на Западе — это значит, что ругают хорошего человека».

Греция, в принципе, сейчас ближе всех к России из европейских стран. Первую встречу новое правительство Греции проведет не с кем-то из западных президентов, а с Путиным. Дальше больше — греки уже пригрозили выходом из Евросоюза, тем самым недвусмысленно дав понять, что по пути им скорее с Россией, а не с Германией или Францией, например.

Людмила Фомичева, председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: «Она готова, по крайней мере, попробует это сделать. И это логично, она ведь с Россией всегда была в особых отношениях. Могут взлететь туристические связи, вырасти товарооборот. Это будет здорово».

Людмила Фомичева – председатель петербургского союза журналистов, по происхождению сама гречанка. Её отец — чистокровный грек, воевал в красной армии, закончил вторую мировую героем. Так что её оптимизм продиктован даже не столько профессией, сколько историей собственной семьи. Греков всегда в Петербурге хватало. Просто в какой-то момент коммунистический режим нас ненадолго разделил.

Павел Никифоров, корреспондент: «"Так мало нынче в Ленинграде греков", да и вообще – вне Греции их мало. По крайней мере, мало для того, чтоб сохранить сооружения веры. А верить в то, что мы сооружаем, от них никто не требует. Одно, должно быть, дело нацию крестить, а
крест нести — уже совсем другое. В 21 веке нести крест Греции в Европарламенте, да и в самом Петербурге — уже совсем другое дело».