ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Когда наступает очередная годовщина Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, мы видим, как кадры хроники, посвящённой этой священной дате, заполняют телеэкраны. Интернет и газеты пестрят многочисленными заголовками об этом великом Дне Ленинградской Победы. И это правильно. Так и должно быть.

Но! Порой в этом огромном и плотном потоке новостей, событий, поздравлений официальных лиц, размывается главный смысл всего произошедшего тогда, 27 января 1944 года. И того, что предшествовало этому великому дню. А суть очень простая. Не было бы этого дня, не было бы ничего. Не было бы нашего уютного и сытного мира. Не было бы нас. Не было бы города, в котором мы сейчас живём и по улицам которого мы сейчас ходим. Не было бы этих дворцов, площадей, улиц, мостов. Ничего этого не было бы. В буквальном смысле этого слова. Физически ничего бы не было.

К сведению, в 1944-м году в ставке Гитлера был разработан план, который предполагал полное и тотальное разрушение всего Ленинграда. Он  так и назывался – «Удар возмездия». Что это за удар возмездия? Как фашисты хотели стереть наш город с лица земли? Какое страшное оружие они готовились использовать для этих целей? Почему мы были буквально на волоске от полного уничтожения Ленинграда, и кто нас спас? Тайна «Удара возмездия». Об этом мы и расскажем в нашей очередной серии детективно-исторического сериала «Петербургские тайны».

Итак. Январь 1944-го года. Ленинград отмечает свою Победу. Полное освобождение от фашистской Блокады. Это было начало новой жизни. Это было спасение, радость, воскрешение. Люди на улицах целовали друг друга. И тогда, как писала Ахматова, «В ночи январской беззвёздной, Сам дивясь небывалой судьбе, Возвращённый из смертной бездны, Ленинград салютует себе!»

Но именно в это время в берлинском бункере Гитлер проводит совещание. Он раздражён, раздавлен. Сообщение об освобождении Ленинграда доводит его до истерики. Да, никогда уже не сбудутся его мечтания о том, что он будет принимать парад своих войск с балкона гостиницы «Астория», как это представлялось ему в его диких планах.

И вот тогда в бессильной злобе, понимая, что ему никогда не удастся  захватить Ленинград, отдаёт приказ готовить план полного уничтожения города. В качестве оружия возмездия он останавливает свой выбор на баллистической ракете ФАУ-2. Это страшное изобретение, как его называли, сумрачного гения германского  ракетостроения Вернера фон Брауна. С самого начала войны Гитлер вынашивал планы использования баллистических ракет в борьбе со своими противниками. Зачем тратить огромное количество живой силы, техники, когда можно тотальными, всё испепеляющими  ракетными ударами кардинально решить все вопросы по уничтожению войск противника. И он ещё в 1941-м году поручает решение этой задачи молодому 29-летнему, дерзкому и талантливому инженеру фон Брауну. Тот берётся за решение этой задачи стремительно и масштабно. И уже через 3 с лишним года даёт Гитлеру образец оружия, готового к боевому использованию, которое потом узнает весь мир. ФАУ-1 и ФАУ-2.

«ФАУ» – от немецкого слова Vergeltungswaffe – «Оружие возмездия». Вот технические характеристики этой ракетной системы. Максимальная скорость полета ФАУ-2 достигала 6 тысяч километров в час. То есть полтора километра в секунду. Предельная дальность полета – более 300 километров. Высота траектории могла достигать космических вершин. В буквальном смысле их можно было запускать в космос. ФАУ-2 могла переносить до 1000 килограммов взрывчатого вещества. Ракета достигала высоты 90 километров и обрушивалась вниз, что делало её практически неуязвимой. Она не засекалась радарами и аппаратурой звуковой разведки. Она была абсолютно неуязвимая для любой системы ПВО.

Гитлер был в восторге. Как он говорил, падающая с неба смерть, от которой нет спасения, должна была стать той соломинкой, которая  сломает сопротивление противника. И более тысячи таких ракет предполагалось нацелить на Лондон. И Ленинград. Но у них была одна слабая сторона. Для запуска этих ракет требовались специально оборудованные, мощные и большие бетонные стационарные площадки.

В качестве стартовой базы для удара по Ленинграду была выбрана Эстония. Площадку построили в 16 километрах от маленького городка Раквере. Строительство пусковой установки и организация путей подвоза ракет шли полным ходом. Немцы очень торопились. Положение на фронте ухудшалось для них с каждым днём. Но приказ, если не получилось захватить Ленинград, то уничтожить его – им надо было выполнить любой ценой.

Естественно, о таком  активном движении не могли не узнать наши агентурные сети в Эстонии. И после получения сообщения об этом, нашим командованием принимается решение забросить в тыл к врагу в район города Раквере разведгруппу  из трех человек, под руководством старшины 2-й статьи Владимира Федорова. В течение 4 месяцев разведчики скрывались в лесах и тайком вели наблюдение за секретным объектом. Они передали в Центр 120 радиограмм с ценными данными, в том числе и с сообщениями о строительстве в районе Раквере стартовой площадки для ФАУ-2. И тогда был отдан приказ о ликвидации с воздуха этого объекта. Десятки наших бомбардировщиков вылетели в заданный район и уничтожили этот объект. Объект, который мог быть точкой отсчёта смерти для нашего города.

Так подвиг этих наших трёх разведчиков изменил весь ход мировой истории. И страшно представить, что могло быть иначе. Ведь Лондон не смог избежать этой участи удара возмездия. Вы видите эти жуткие кадры ракетного удара по Лондону, так могло быть и с нашим городом. Это было так. Сотни уничтоженных зданий, тысячи погибших и пострадавших.

Но Ленинград был сохранён благодаря то ли Богу, то ли судьбе, то ли мужеству и героизму наших бойцов. А скорее всего, благодаря всему вместе взятому.

А Владимир Дмитриевич Фёдоров – выдающийся разведчик. Герой Советского Союза, выжил после этой операции. Потом после победы вернулся домой. И, слава Богу, ещё долго жил. Работал на заводе слесарем. И умер в 1998 году. В Москве. Вот он, человек, который спас Ленинград. Спас нас от удара возмездия.

Совсем недавно имя и информация о действиях в тылу врага Владимира Фёдорова рассекретили в Министерстве обороны. Но сколько ещё таких Фёдоровых, Ивановых, Петровых спасали наш город? Спасали и спасли. И каким чудом им удалось это сделать? И искать ответ на этот вопрос мы никогда не прекратим в нашем детективно-историческом сериале – «Петербургские тайны».