ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И давайте продолжим тему, а где сейчас можно в нашем городе найти возможность позаниматься спортом. Например, покататься на коньках.
На этой неделе зимний Петербург был не очень-то и зимний. В начале недели вообще весь город погрузился в какой-то туман. Но давайте вспомним, что всего лишь 100-200 лет назад можно было кататься на коньках по рекам и каналам. Ведь 10% территории нашего города – это вода. И коньки были главным развлечением для петербуржцев, которые не только катались на них, но и ездили по делам. Торговали прямо на льду. Строили переправы, по которым двигались вагоны и поезда. Лёд был частью зимнего образа жизни петербуржцев.
Было всё, как у Пушкина. Помните, «Опрятней модного паркета. Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд».
А где сейчас найти такой лёд, который будет «опрятней модного паркета»? То есть зеркально ровный? И почему сейчас реки и каналы Петербурга малопригодны для катания на коньках. И где сейчас на берегах Невы можно найти лёд, который тоже будет не хуже «модного паркета»? Никита Пежемский продолжит тему».
НИКИТА ПЕЖЕМСКИЙ, корреспондент:
«Ровно 130 лет назад здесь, в Юсуповском саду, прошёл первый чемпионат мира по фигурному катанию. А вот фотография участников 1914 года. Стоят прямо на Большом пруду. Сейчас прокатиться на легендарном катке можно и современным петербуржцам. Правда, удается это не каждый год».
В 20 веке от Сенатской площади на Васильевский остров курсировал трамвай. В 19 веке перед Стрелкой строили ипподром для гонок на тройках. А в 1881 году от Ораниенбаума до Кронштадта по застывшему Финскому заливу отправился настоящий поезд.
Целых 7% от площади Петербурга занимают водоёмы. Ещё сто лет назад город на воде зимой превращался в город на льду. На каналах открывались ярмарки, горожане катались на коньках.
Но сказка закончилась. Вот она – Мойка. Вот лёд. Обманчивый и рыхлый. Что изменилось за три века? Может, ломается не лед, а сам процесс замерзания каналов и Невы?
ЛЮБОВЬ БАНЩИКОВА, кандидат географических наук, заместитель директора Государственного Гидрологического института:
«У нас река уникальна. Уникальна в каком плане: у нас может быть два типа замерзания реки. Один за счёт того, что в русло реки приходит ладожский лёд. Если же резко происходит замерзание, то река замерзает сама невскими водами, это невский ледостав».
«Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд», – так писал Александр Пушкин.
А современный Петербург пишет свои правила. Без резкого похолодания лед схватывается неровно. Мешают этому сразу несколько факторов.
ЛЮБОВЬ БАНЩИКОВА, кандидат географических наук, заместитель директора Государственного Гидрологического института:
«Конечно, и человек вносит свою лепту. Это и разрушение за счёт ледокольных судов, это и пусть очищенные, но сточные воды. Всё равно у города есть свой микроклимат. За счёт зданий, за счёт предприятий».
НИКИТА ПЕЖЕМСКИЙ, корреспондент:
«А как на микроклимат города влияет автомобиль? Посмотрим с помощью небольшого эксперимента. Возьмем немного снега, засечем время и поставим снег под автомобиль. Полторы минуты – и снег превратился в воду. И это от одного автомобиля».
Умножаем эффект на два миллиона транспортных средств – столько зарегистрировано в Петербурге. Получается не город, а огромная грелка.
Другая причина хрупкого оледенения кроется в более глобальном влиянии – климатическом.
АЛЕКСАНДР РАДЬКО, начальник Центра ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу:
«Иногда бывает, что до февраля лёд не становится на Неве. Сейчас морозы, получается, аномальные. Хотя раньше это было нормальным: от -15° до -25°C в Питере было совершенно нормально и комфортно жить».
С этим согласны сотрудники научно-исследовательского института Арктики и Антарктики. По их мнению, перемены достигли планетарного масштаба.
АННА КОЗАЧЕК, гляциолог, научный сотрудник лаборатории изменений климата и окружающей среды Арктического и Антарктического научно-исследовательского института:
«Климат меняется и по всей Земле, и в Петербурге тоже происходит потепление. И за последние 150 лет температура воздуха во всём мире выросла на 1 с небольшим градуса».
Один градус – и погода начала резко скакать от оттепели к заморозкам. Оттого и лёд превращается в слоёный пирог. Такая структура не то что трамвай, человека не выдержит.
АЛЕКСАНДР РАДЬКО, начальник Центра ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу:
«КЧС запретила выход на лёд на всех водоёмах города Санкт-Петербурга. То же самое, этот запрет будет распространяться, и не рекомендуется ходить по каналу Грибоедова, Фонтанке, Мойке».
Вместе с этим по главной реке города курсирует ледокол. «Невская застава» прорубает участок от Литейного моста до Благовещенского. Место здесь наиболее опасное. Хотя и это не останавливает любителей срезать путь.
Год только начался, а под лед провалились уже два человека. Запрет будет действовать до 25 января, но риск уйти на дно остается. Ведь даже заморозки не вернут покрову городских водоемов прежнюю прочность.
НИКИТА ПЕЖЕМСКИЙ, корреспондент:
«И всё же зима – неотъемлемая часть Петербурга. С рек и каналов уходят на катки, а по Неве вместо трамваев курсируют суда на воздушной подушке. Климат изменился, но сохранилась культура зимнего Петербурга. А мы продолжаем наслаждаться его красотой».