В гостях у программы «Утро в Петербурге» Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

Ильдар Абитов, ведущий: По данным петербургских учёных, самый крупный на нашей планете айсберг А23а продолжает разрушаться в Южном океане. Наблюдения показывают, что снежная шапка этого антарктического исполина стала резко уменьшаться.

Марианна Дьякова, ведущая: Насколько мы знаем, на постоянной основе учёные во всём мире следят за айсбергами не только из научного интереса, но и для обеспечения безопасного судоходства. Неужели до сих пор существует опасность столкновения судов с айсбергами, несмотря на современные системы навигации и распознавания объектов?

Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Теоретически, конечно, всё может случиться. Сейчас на судах установлены радары, на судовые мостики поступают спутниковые снимки, где все айсберги видны. Поэтому риски минимальны.

Ильдар Абитов, ведущий: Опасности для судоходства, судя по всему, станет меньше, потому что этот айсберг стремительно тает. Есть информация, что за последний месяц он потерял около 30% площади, а с момента существования – порядка 86% от первоначальной. С чем связано такое стремительное таяние в последнее время?

Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Айсберг попал в более тёплые воды. Он подвержен влиянию течений и ветров и находится в относительно тёплой воде уже более 2-х лет. Рано или поздно это должно было произойти.

Ильдар Абитов, ведущий: Этот айсберг считается своего рода долгожителем. Сколько лет он существует?

Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Ему почти 40 лет летом было бы.

Марианна Дьякова, ведущая: Сейчас он тает, высвобождаются огромные массы льда. Это как-то влияет на экосистему океана? Более холодная вода попадает в большом объёме или это, условно говоря, капля в море?

Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Здесь вопрос нужно рассматривать иначе. Это кусок пресного льда, и он распресняет воду. Он не столько охлаждает её, сколько именно распресняет.

Марианна Дьякова, ведущая: То есть разная плотность воды?

Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Да. В результате в этом районе формируются другие микроорганизмы.

Марианна Дьякова, ведущая: То есть определённое влияние на экосистему океана всё-таки есть?

Ильдар Абитов, ведущий: Это влияние негативное или нет?

Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Это природный процесс. Он может быть негативным, если айсберг находится в районе, где питаются, например, пингвины.

Ильдар Абитов, ведущий: А есть ли какое-то негативное влияние на человека? Грозит ли нам подъём уровня воды?

Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Нет, от айсберга подъёма уровня воды не происходит, потому что он не тает одномоментно, а распадается постепенно, кусочками.

Марианна Дьякова, ведущая: Вы и ваши коллеги давно наблюдаете именно за этим айсбергом А23а. А другие, меньшие по размеру айсберги, тоже находятся под таким же пристальным наблюдением?

Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Да, конечно. Мы наблюдаем за всеми крупными айсбергами антарктического региона.

Ильдар Абитов, ведущий: Здесь не возникает противоречия? С одной стороны, таяние айсбергов – естественный процесс, с другой – за ними продолжают внимательно следить. Это делается на случай каких-то экстраординарных событий или потому, что такая информация в любом случае важна?

Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института: В любом случае информация о местоположении крупных и даже меньших айсбергов важна прежде всего для судоходства.

Марианна Дьякова, ведущая: В последние годы и даже десятилетия мы много говорим о глобальном потеплении. Можно ли сказать, что айсберги стали таять быстрее, их стало меньше? Существует ли риск, что они вообще перестанут появляться?

Полина Солощук, главный специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Нет, это не будет проблемой. Это естественный процесс. Единственное – при глобальном потеплении откалывающихся айсбергов может становиться больше.