В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Кузнецова, главный художник и Светлана Шпак, актриса, исполнительница главной роли.

Ильдар Абитов, ведущий: 23-го января в Петербургском театре «Левендаль» покажут спектакль «Можно попросить Нину?» по одноимённому рассказу Кира Булычёва и дневникам жителей блокадного Ленинграда. Постановка рассказывает о том, как случайный звонок уничтожает расстояние и время и создаёт историю, в которой появляется место для светлой мечты о будущем.

Марианна Дьякова, ведущая: Спектакль был номинирован на высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». Он приурочен к 82-й годовщине со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Узнаем подробности у наших гостей.

Ильдар Абитов, ведущий: Над материалами о блокаде всегда очень сложно работать, в первую очередь из-за невозможности принять ужас тех дней. Как вы подступались к этой работе и помните ли вы те чувства?

Наталья Кузнецова, главный художник: С трепетом, конечно. Я очень эмоциональный и впечатлительный человек, и тема блокады, я считаю, никого не оставит равнодушным. Я помню, как прочла рассказ Кира Булычёва, и он мне очень понравился. Он необычный, трогательный, где-то трагичный. При этом он о Москве, не о ленинградской блокаде. Но наш режиссёр Искандер Сакаев решил перенести действие в блокадный Ленинград и дополнить его другими материалами.

Ильдар Абитов, ведущий: Светлана, ваши ощущения?

Светлана Шпак, актриса, исполнительница главной роли: Всегда очень страшно подступать к таким темам, потому что любая фальшь сразу чувствуется. Хочется отдать дань уважения памяти, но при этом не превращать это в памятник. Потому что тогда жили живые люди. Мы всё время ходим по грани, когда играем такие темы.

Марианна Дьякова, ведущая: Я выписала цитату Кира Булычёва: «Любое событие в жизни, будь то незначительное или имеющее поворотное значение, накладывает на нас свой отпечаток». Наверное, это одна из главных идей рассказа. Как она отражена в спектакле?

Светлана Шпак, актриса, исполнительница главной роли: Мне кажется, сама фантастичность этого звонка – это попытка помочь там, где уже нельзя помочь. Протянуть руку сквозь время, спасти хотя бы одного человека. Мне кажется, именно это и отражает тему.

Ильдар Абитов, ведущий: Как атмосферу блокадного Ленинграда отражают декорации и костюмы? Как с помощью реквизита создаётся ощущение времени?

Наталья Кузнецова, главный художник: Во-первых, это цветовая гамма. И в костюмах, и в декорациях выбраны почти чёрно-белые оттенки, много серого и приглушённых тонов. Ярких пятен практически нет. Есть одно небольшое пятно, но оно относится не к блокадному Ленинграду, а к герою из современности. Блокада для жителей – это холод, голод, боль, болезни. Героиня болеет и находится в тяжёлом стрессовом состоянии. Пространство передаёт физическое состояние её тела. В игровом пространстве натянуты верёвки или провода.

Марианна Дьякова, ведущая: Мне показалось, что это телефонные провода.

Наталья Кузнецова, главный художник: Да, в том числе телефонные. Это и паутина, и провода. Актёрам приходится преодолевать это пространство, зависать в воздухе.

Марианна Дьякова, ведущая: Получается очень говорящий образ. Светлана, вы уже говорили о сложности роли. Как вы для себя нашли образ Нины?

Светлана Шпак, актриса, исполнительница главной роли: Мне было немного проще, потому что меня вводили в спектакль, и у меня был пример актрисы, у которой я что-то подсмотрела. Я работала с блокадным материалом и в театре, и в кино. Для себя я нашла ощущение холода, который сковывает всё – тело, мысли, душу. Сложность была в том, что Нина в два раза младше меня. Я вспоминала себя в 13 лет и это обострённое чувство несправедливости, когда ты уже понимаешь всё как взрослый, но сделать ничего не можешь.

Ильдар Абитов, ведущий: Спектакль идёт с 2019-го года. Как реагирует зритель? Насколько сложно говорить о таких темах с подрастающим поколением?

Наталья Кузнецова, главный художник: Я удивлена тому, что дети-подростки, которые до начала шумели и обсуждали свои дела, на спектакле полностью затихают и смотрят до конца на одном дыхании. За время жизни спектакля мы много раз общались со зрителями, обсуждали впечатления и вопросы. Приятно видеть, что детям интересно, как это было, что означает декорация, зачем она нужна. Вопросов очень много, и видно, что подростки неравнодушны.