В гостях у программы «Утро в Петербурге» Марина Смирнова, президент Фонда «Живая классика», организатор и создатель Всероссийского конкурса юных чтецов и Валентина Логинова, актриса Молодёжного театра на Фонтанке, участница конкурса «Живая классика».

Ильдар Абитов, ведущий: В этом году фонд «Живая классика» отмечает своё 15-летие. Это крупнейший литературно-творческий проект России, цель которого – сделать чтение естественной потребностью подростков и развить культурную, языковую и творческую среду на базе книги и слова.

Марианна Дьякова, ведущая: За эти годы в конкурсе юных чтецов приняли участие миллионы школьников из России из более чем 80-ти стран мира. О том, как чтение меняет судьбы, что ждёт участников в новом сезоне и какие возможности открывает проект, поговорим с нашими гостями. За 15 лет конкурс стал настолько масштабным, что действительно стал международным. Какие ключевые изменения произошли за это время?

Марина Смирнова, президент Фонда «Живая классика», организатор и создатель Всероссийского конкурса юных чтецов: Думаю, что у нас, помимо конкурса, появилось огромное количество проектов. Сейчас «Живая классика» – это проект глобальной популяризации чтения. У нас есть литературные дебаты, мы работаем с педагогическим сообществом, есть педагогический форум. Недавно прошёл «НеДетский форум», в котором участвовали амбассадоры. Амбассадоры – это участники и выпускники конкурса, которые теперь делают собственные литературные проекты и помогают нам организовывать конкурсы.

Марианна Дьякова, ведущая: То есть произошло серьёзное масштабирование?

Марина Смирнова, президент Фонда «Живая классика», организатор и создатель Всероссийского конкурса юных чтецов: Да. У нас есть школа социального проектирования, международные проекты, телемосты между российскими и зарубежными школами, после которых школы продолжают общаться. Проектов довольно много. С этого года мы записываем аудиопроменады для литературных музеев. Участники конкурса приходят в музеи, изучают экспозиции, пишут сценарии и создают аудиопроменады. Любой желающий может прийти в музей, взять аудиогид и пройти такую экскурсию.

Ильдар Абитов, ведущий: Это масштабируется и внутри семей. Недавно, 13-го декабря, прошли новогодние семейные чтения.

Марина Смирнова, президент Фонда «Живая классика», организатор и создатель Всероссийского конкурса юных чтецов: Да, в этом году было невероятное количество площадок. Зарегистрировалось около пяти тысяч. Люди подавали заявки, приходили семьями и читали вместе: мама с сыном, папа с дочкой, дедушки.

Марианна Дьякова, ведущая: Валентина, вы прошли большой путь, выступали на Красной площади. Что для вас было самым сложным и самым вдохновляющим?

Валентина Логинова, актриса Молодёжного театра на Фонтанке, участница конкурса «Живая классика»: Весь этот путь был вдохновляющим. Сейчас понимаю, что самым сложным было поверить, что всё это происходит с тобой. Это был мой первый приезд в Москву благодаря «Живой классике». Я его очень ждала. Это было страшно волнительно. Наверное, самое сложное – взять текст, когда ты ещё совсем ребёнок, и понять, что ты хочешь им поделиться. Это самое важное в конкурсе – когда ты читаешь.

Ильдар Абитов, ведущий: Мы показали кадры с Красной площади, и, возможно, многие тоже захотели попробовать. До 25-го января 2026-го года открыт приём заявок на новый сезон Международного конкурса юных чтецов. Что важно знать ребятам и родителям перед регистрацией?

Марина Смирнова, президент Фонда «Живая классика», организатор и создатель Всероссийского конкурса юных чтецов: Во-первых, можно регистрироваться уже сейчас. Нужно выбрать отрывок из любимого прозаического произведения. Очень важно, чтобы это была проза. Произведение может быть любого времени. В этом году появилась новая номинация – «Научная фантастика». В ней есть хорошие шансы пройти дальше, потому что номинация новая, и текстов пока немного. Это такой лайфхак. Ещё один совет: в следующем году 200 лет Салтыкову-Щедрину, у него много прекрасных коротких текстов. Но подойдёт абсолютно любое произведение.

Марианна Дьякова, ведущая: Какой объём должен быть у фрагмента?

Марина Смирнова, президент Фонда «Живая классика», организатор и создатель Всероссийского конкурса юных чтецов: До 4-х минут.

Ильдар Абитов, ведущий: Валентина, мы знаем, что вы продолжаете этот путь и сейчас, организуете поэтические вечера в Самаре и других городах. Какие изменения вы в себе заметили после участия в конкурсе?

Валентина Логинова, актриса Молодёжного театра на Фонтанке, участница конкурса «Живая классика»: Для меня «Живая классика» – это история взросления. Я первый раз вышла на сцену благодаря этому конкурсу. Я всегда говорю, что он напрямую повлиял на выбор профессии. После конкурса я точно поняла, что хочу быть артисткой, хотя раньше говорила, что не буду.

Марианна Дьякова, ведущая: Получается, конкурс – это ещё и профориентация?

Валентина Логинова, актриса Молодёжного театра на Фонтанке, участница конкурса «Живая классика»: Это огромный мир. Это гораздо больше, чем просто участие или призовое место. Это большая семья. Когда ты туда попадаешь, возвращаешься снова и снова. Я участвовала около 8-ми лет. Иногда доходила до финала, иногда не проходила даже районный этап. Всё равно продолжала, потому что есть огромная мотивация. Прежде всего – люди. Я помню Самару, 2018-й год, 23-е марта, мой День рождения. Мне написали и пригласили на эфир. Тогда я бы никогда не поверила, что окажусь в Петербурге.

Ильдар Абитов, ведущий: Марина, какие истории успеха участников вдохновляют вас больше всего? Почему подросткам важно видеть такие примеры?

Марина Смирнова, президент Фонда «Живая классика», организатор и создатель Всероссийского конкурса юных чтецов: Это не актёрский конкурс. Хотя у нас много выпускников, которые стали актёрами. Екатерина Жигульская в Театре Вахтангова, Алексей Лямин снимается, Тимур Шамсутдинов, Василий Серёгин. Есть и иностранные участники, которые выбирают совершенно разные профессии. Конкурс чтецов – это умение себя преподнести, выступать перед аудиторией, работать со стрессом. Это гибкие навыки, умение общаться, эмпатия. Чтение полезно для любой профессии. У нас есть педагоги, чиновники, журналисты. Сейчас очень интересно наблюдать, как люди 20-23-х лет в разных организациях вдруг говорят, что участвовали в «Живой классике». Это стало частью целого поколения.