В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук.

Марианна Дьякова, ведущая: Сегодня, в эпоху стремительно меняющихся языковых норм и влияния цифровых технологий на язык, всё чаще возникают вопросы о грамотности и её формировании. Существует ли врождённая грамотность? Можно ли развить грамотность раз и навсегда? Как современные методы обучения влияют на этот процесс?

Тимофей Зудин, ведущий: На эти и другие вопросы ответит наш эксперт.

Марианна Дьякова, ведущая: Действительно ли существует врождённая грамотность как явление или это миф?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: Научного термина врождённой грамотности не существует. Некоторые родители говорят «природная грамотность», но это бытовой термин. Понятно, что дети иногда пишут без ошибок.

Тимофей Зудин, ведущий: Как это получается, не зная правил?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: Это получается потому, что ребёнок заметил, что некоторые слова пишутся не так, как произносятся. Он стал наблюдать, и это наблюдение стало постоянным.

Тимофей Зудин, ведущий: Как заметил? В книжке увидел?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: Нет, он сам сделал открытие, и ему понравилось. Получается, что, когда он начинает писать, он видит, что слова пишутся иначе. Говорю «кАрова», а пишется «кОрова». Он обязательно смотрит в книге и начинает обращать внимание, что слова пишутся не так. Именно в процессе чтения он на это обратил внимание.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть начитанность тут играет роль?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: И начитанность, и одновременное письмо – это важный момент.

Марианна Дьякова, ведущая: Можно ли сказать, что у ребёнка существует языковое чутьё?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: Чутьё формируется постепенно. Если дети сами наблюдают и у них есть потребность, наблюдение доводится до автоматизма, и ребёнок всё время наблюдает. Тогда начинает формироваться языковое чутьё. Но существует система развития языкового чутья, и её нужно применять. Если применять, грамотность будет повышаться.

Тимофей Зудин, ведущий: Что это за система? Как она работает?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: Нужно формировать наблюдение за языком. Эта система сформировалась в 1991-м году, есть публикации, проводились эксперименты, результаты хорошие. Эту систему нужно применять.

Тимофей Зудин, ведущий: Влияет ли речь родителей на грамотность и формирование чувства языка?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: Конечно. У мам, пап, бабушек, дедушек речь должна быть грамотной, потому что дети многое перенимают. Должна быть чёткая дикция: некоторые родители грамотно говорят, но проглатывают слова, произносят нечётко, и дети это копируют.

Марианна Дьякова, ведущая: Наблюдаете ли вы сейчас снижение грамотности, рост дислексии, дисграфии? Или уровень всегда был примерно одинаковым?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: Сейчас много проблем с грамотностью. Есть дислексия – стойкие нарушения чтения, дисграфия – стойкие нарушения письма. Кроме этого, появился термин дизорфография: учителя наблюдают, что дети знают правила, но не могут применять и делают ошибки.

Марианна Дьякова, ведущая: Что это? Это что-то в атмосфере формирования? Мы живём в текущем социокультурном слое, явлениях. Влияют ли на это диджитализация, цифровизация?

Тимофей Зудин, ведущий: Как соцсети, интернет влияют на грамотность?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: К сожалению, соцсети тоже влияют на количество ошибок. Мы видим переводы, видим ошибки, знаем, что слова пишутся иначе. Когда замечаешь много ошибок, они оседают в голове, это не повышает грамотность. Проблемы существуют, и нужно много делать, чтобы улучшать ситуацию.

Тимофей Зудин, ведущий: Что мы можем сделать в семьях? Что телезрители могут сделать?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: Прежде всего родители должны работать над собой: больше читать, показывать, что читают, ходят в библиотеки. Показывать пример – главное. Но и в программах обучения нужно вносить серьёзные изменения. Например, по поводу фонетического разбора в 1-м классе ведутся дискуссии, нужен он или нет. Фонетический разбор нужно перенести на 3-й или 4-й класс, в 1-м он не нужен.

Тимофей Зудин, ведущий: Это сбивает ребёнка?

Елена Плюснина, педагог, психолог, кандидат педагогических наук: Это не то что сбивает, слишком много времени уходит на фонетический разбор вместо отработки навыков. А навыки письма должны быть доведены до автоматизма, и на это нужно время.