В гостях у программы «Утро в Петербурге» Илья Архипов, режиссер.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Самое время строить планы на выходные. Погода радует далеко не всех, и с длинными прогулками пока повременим, а вот культурный досуг от метеоусловий не зависит, так что можно запланировать театральный вечер.

Ильдар Абитов, ведущий: Отличное предложение, и именно так – «Предложение» – называется спектакль по мотивам пьесы-шутки Антона Павловича Чехова, премьера которого состоится 22-го числа в ТЮЗе имени Брянцева. Водевиль-комедия исполнена в стилистике, вдохновлённой итальянским кинематографом.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как возникла идея соединить произведение русского классика Чехова с эстетикой мэтров итальянского кино Феллини и Дзеффирелли? Насколько они вообще смогли бы подружиться?

Илья Архипов, режиссер: Каждый раз отвечаю на этот вопрос и артистам на первой встрече сказал: «Почему бы нет?» Чехов гениален тем, что в какие бы обстоятельства ни поместить его героев, ты получаешь настоящую комедию-шутку. Мне показалось, что это возможно: такие яркие споры вполне могли возникнуть где-нибудь на сицилийском месте, в домике почти мафиозной семьи. Почему они не могут делить «Воловьи Лужки» методом итальянского скандала? Почему не могут бить тарелки и ярко доказывать друг другу, что это мои «Воловьи Лужки»?

Ильдар Абитов, ведущий: В анонсе упоминаются почти мафиозные разборки и элементы детектива. Как эти жанры вплетены в сюжет?

Илья Архипов, режиссер: Там есть два скандала, они ещё и музыкальны – можно сказать, музыкальный мафиозный детектив. Мы решили подарить взаимоотношения молодой невесты Натальи Степановны к Ломову. Вместе с папой они устраивают почти криминальный сговор, чтобы получить его имение. Мы добавили сюжетный поворот: семья Чебуковых хочет обманом заставить Ломова подписать свадебный договор и таким образом получить его земли. В нашей версии Ломов – не молодой волнующийся человек, а пожилой итальянец, который на старости лет захотел красиво пожить. Великолепный артист Володя Чернышов исполняет эту роль. После работы над «Медведем» мы поняли, что эта троица – Дима Ткаченко, Катя Бездель и Володя Чернышов – та самая «могучая кучка», с которой можно ярко и интересно интерпретировать Чехова, и быстро.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Вы под эту троицу подбирали материал или они сами снова собрались?

Илья Архипов, режиссер: Светлана Васильевна, директор театра, позвонила и сказала: «Илья, почему бы не сделать “Предложение”? “Медведь” успешен, давай продолжим с этой же троицей делать комедии и шутки в необычном ключе». Был черно-белый водевиль, теперь – итальянская комедийная скандальная драма. Кто знает, может, в следующем сезоне сделаем ещё какой-нибудь Чеховский сюжет. Осталась «Свадьба», а там недалеко и до большой сцены.

Ильдар Абитов, ведущий: А костюмы, сценография? Итальянские сюжеты сразу вызывают определённые образы. Чем будете удивлять?

Илья Архипов, режиссер: Удивлять будем минималистичной декорацией. Эти «Воловьи Лужки» – они кругом. Сушатся белые скатерти, огромное количество тарелок, которые мы будем бить при зрителях. Обязательно будет ружьё. Много зелёного, яркого, солнечного, тёплого. Костюмы создала художник и мой соавтор Алёна Пескова. Вот так выглядит наш Иван Васильевич – прекрасный модник. Италия – модная страна. Наталья Степановна – дива, что-то в ней есть от Софии Лорен. Очень мафиозные образы, яркие костюмы на фоне белых стен и скатертей. Много музыки, танцы. Мы понимали, что «Медведь» объездил полмира, и сразу решили: надо сделать спектакль-брата, который можно сложить в чемодан и повезти по России и в другие страны. У ТЮЗа большая гастрольная география, это будет хорошее украшение.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Представляете ли вы своего зрителя? Петербургская публика отличается от региональной, а тем более зарубежной.

Илья Архипов, режиссер: Мы давно работаем в этом жанре и с разными театрами, поэтому, когда спектакль придумывается, мы предусматриваем возможность показывать его на разных площадках. Что касается материала – Чехов универсален. Он необычно оживает вместе со зрителем, ведь зритель в театре – соавтор, особенно в ярком жанре. Казалось бы, три артиста на сцене, но благодаря юмору Чехова, его текстам, зрителям и необычным обстоятельствам, в которые мы помещаем героев, каждый раз получается что-то новое и интересное. Всё это нужно приправить яркой музыкой, красивыми костюмами, отличным светом, хореографией и талантами наших петербургских артистов ТЮЗа.