В гостях у программы «Утро в Петербурге» Иван Карпов, аспирант, инженер-исследователь Научно-технического комплекса «Новые технологии и материалы» ИММиТ СПбПУ.
Людмила Ширяева, ведущая: Поговорим о путешествии туда, где суровый климат, многолетняя мерзлота и экстремальные перепады температур – об Арктике. Даже в таких условиях российские учёные-строители продолжают осваивать самый холодный регион.
Тимофей Зудин, ведущий: Всё это требует особых технологий и материалов. Молодые инженеры Санкт-Петербургского политехнического университета нашли решение: их разработка позволит сделать строительство в арктической зоне более надёжным и экономичным.
Людмила Ширяева, ведущая: Поговорим подробно об изобретении и о том, как Петербург помогает осваивать север.
Тимофей Зудин, ведущий: Как вам пришла идея создания материала для Крайнего Севера? Чем вызван интерес к этому региону и технологиям?
Иван Карпов, аспирант, инженер-исследователь Научно-технического комплекса «Новые технологии и материалы» ИММиТ СПбПУ: Не только я один это разрабатывал, у нас большая команда. Был запрос отрасли, в том числе нефтегазовых строительных компаний, придумать решение, которое позволит развивать Арктику. В ответ на этот запрос и стартовали работы по созданию текущего решения. Позже расскажу, что оно из себя представляет.
Людмила Ширяева, ведущая: Насколько мы знаем, разработка касается конструкций, фундаментов. Что она из себя представляет? В чём новизна?
Иван Карпов, аспирант, инженер-исследователь Научно-технического комплекса «Новые технологии и материалы» ИММиТ СПбПУ: Сейчас важно переходить в цифру – это часть цифровой трансформации страны. Мы делаем упор на цифровые испытания, 3D-модели, цифровые двойники. Разработана 3D-модель, которая позволяет проводить цифровые испытания, задавая определённые характеристики, получать результаты и уже потом переходить к натурным испытаниям.
Людмила Ширяева, ведущая: Что это такое?
Иван Карпов, аспирант, инженер-исследователь Научно-технического комплекса «Новые технологии и материалы» ИММиТ СПбПУ: Это система из двух типов грунта. Первый – сезонно-талый слой, около 2-х метров, далее примерно 5 метров – многолетний мерзлый грунт. Между ними – свая из цементно-песчаной смеси.
Тимофей Зудин, ведущий: То есть разработка касается не самих материалов, а способа их тестирования?
Иван Карпов, аспирант, инженер-исследователь Научно-технического комплекса «Новые технологии и материалы» ИММиТ СПбПУ: Верно. Мы проводим цифровые испытания и подбираем оптимальные параметры, чтобы не тратить средства на производство и испытание множества свай. В цифровом виде можно протестировать тысячи вариантов, а потом изготовить и проверить несколько натурных образцов.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть сначала цифровые испытания, а потом они уже едут работать в Арктику?
Иван Карпов, аспирант, инженер-исследователь Научно-технического комплекса «Новые технологии и материалы» ИММиТ СПбПУ: Можно провести аналогию с автомобильной отраслью. Мы знаем, что такое краш-тесты: раньше приходилось производить и разбивать множество машин, а теперь есть цифровые тесты. Здесь похожий подход, заимствованный из автопрома.
Тимофей Зудин, ведущий: Когда это всё начнёт работать?
Иван Карпов, аспирант, инженер-исследователь Научно-технического комплекса «Новые технологии и материалы» ИММиТ СПбПУ: Научные испытания уже ведутся. Есть примеры применения решений в Якутске – буроопускные сваи из стеклопластика. Массовое внедрение начнётся, когда нормативные документы позволят проектировщикам не опасаться рисков. Сейчас продолжаются опытно-промышленные испытания для формирования базы решений.
Тимофей Зудин, ведущий: Почему только в Арктике? Ведь технологии можно использовать и в других регионах.
Иван Карпов, аспирант, инженер-исследователь Научно-технического комплекса «Новые технологии и материалы» ИММиТ СПбПУ: Запрос государства и отрасли изначально был на Арктику. Но если решение экономически выгодно, его можно применять и в других регионах, например, в Тюменской области. Хотя основной упор делается на районы с многолетнемёрзлыми грунтами.