В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук.
Тимофей Зудин, ведущий: На этой неделе состоялся Всемирный день борьбы с инсультом. Вся неделя, вплоть до 2-го ноября, посвящена борьбе с этим недугом. Крупнейшие стационары города в эти дни принимают жителей для проведения скринингового обследования с целью выявления риска развития инсульта и определения главного угрожающего фактора.
Людмила Ширяева, ведущая: Тем временем авторитетное медицинское издание опубликовало результаты масштабного исследования. В нём приняло участие 28 миллионов человек. Удалось выяснить, что одна из главных предпосылок для инсульта – нарушение режима сна.
Тимофей Зудин, ведущий: Как сон связан со здоровьем сосудов?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: Связь сложная. Если говорить о сне, то полноценный здоровый сон даёт возможность отдохнуть. Когда мы отдохнули, чувствуем себя бодро, свежо, это уменьшает уровень стресса. А уже стресс влияет на риск атеросклероза и осложнения, включая инсульт.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть это не чисто физическая зависимость, когда человек не выспался и чувствует тревогу?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: Это именно фактор стресса. Есть много исследований по атеросклерозу, где стресс сам по себе выступал мощным триггером его развития.
Людмила Ширяева, ведущая: Получается, можно недосыпать, можно пересыпать, но, если живёшь без стресса, возможно, нет риска?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: Нет. Здесь есть нюанс: когда мы говорим о пересыпании, мы не задумываемся, почему человек вдруг стал спать больше.
Тимофей Зудин, ведущий: Верно ли, что избыточный сон практически так же вреден, как и недостаток сна?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: Да. Есть большое исследование, где указано, что недостаток сна ухудшает здоровье, но переизбыток сна – ещё больше. Хотя об этом мало говорят. Важно понимать, почему человек стал больше спать. Если это разово – нормально. Если хронически – тревожно. У меня есть пациенты, которые говорят: «Я высыпаюсь, сплю по 9 часов, всё хорошо», но раньше спали по 5. Это может быть проявлением синдрома обструктивного апноэ сна. Он может увеличивать продолжительность сна и быть причиной атеросклероза, инсульта, инфаркта.
Людмила Ширяева, ведущая: Что это за синдром – апноэ?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: Это ситуация, когда человек чаще всего при лишнем весе во сне сначала храпит, потом происходит расслабление мышц ротоглотки, он физически перестаёт дышать. Возникает недостаток кислорода, что вредно для сосудов, и циклические повторения запускают атеросклероз. Чтобы снова задышать, человек должен проснуться, но он этого не помнит. Сон прерывистый.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть человек спит, не дыша?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: В какой-то мере, да. У некоторых остановки дыхания происходят 30-100 раз в час.
Тимофей Зудин, ведущий: При остановке дыхания человек просыпается и снова проходит все фазы сна?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: Он их лишается. Он не помнит, что просыпался.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть это разорванный, неравномерный сон?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: Да, происходит депривация сна.
Людмила Ширяева, ведущая: Есть ли разница, в какое время спать? Кто-то поздно засыпает, кто-то днём подсыпает.
Тимофей Зудин, ведущий: Есть легенда, что до 00.00 нужно лечь, после 00.00 – это уже не сон.
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: На самом деле, это легенда. Сейчас источники света задают наш ритм жизни. Раньше ориентировались на солнце, теперь – нет. Поэтому критерии «ложиться с солнцем» не работают. Главное – чтобы человек вставал с чувством, что он выспался. Если так, всё хорошо, можно жить в любом режиме, хоть днём спать, ночью работать.
Тимофей Зудин, ведущий: Если недоспал ночью, можно ли частично компенсировать днём?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: Есть понятие полифазного сна – можно разбивать сон на части. Это нормально, если это образ жизни или способ восстановления. Но если такой режим вызывает трудности с засыпанием ночью, это может привести к проблемам.
Людмила Ширяева, ведущая: Есть ли зависимость давления и качества сна? Какой должна быть продолжительность сна?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: Качество сна зависит от множества факторов: температура, шум, болезни, синдром беспокойных ног. Всё индивидуально. Продолжительность сна тоже варьируется. В рекомендациях 7-9 часов, но консенсус допускает от 4-х до 12-ти. Всё индивидуально.
Тимофей Зудин, ведущий: Можно ли обследоваться и понять, сколько именно мне нужно спать, или это определяется по самочувствию?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: По самочувствию. Если не высыпаетесь, вспоминайте отпуск: сколько вы там спите, чтобы чувствовать себя отдохнувшим – это и есть ваш ориентир. Или как раньше – в школе, институте, если был нормальный режим. Важно помнить: ориентир – это сон, после которого вы чувствуете себя выспавшимся, но не после недосыпа.
Тимофей Зудин, ведущий: У пожилых людей часто бывают ранние пробуждения. Что делать?
Александр Казаченко, кардиолог, сомнолог, кандидат медицинских наук: Если проснулись рано и чувствуете себя отдохнувшими – это нормально. Если не нужно спешить, можно встать, заняться делами, днём поспать. Но если начинаем переживать и заставлять себя спать дольше, можем вызвать бессонницу.