В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.

Василий Киров, ведущий: Обсудим важную новость, которая имеет большой резонанс в интернете. Уже скоро в России начнет действовать система автоматической фиксации водителей без полиса ОСАГО с помощью дорожных камер. Как это будет работать?

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Новая инициатива и новая система. Когда же она начнет функционировать, обсудим с нашим гостем.

Василий Киров, ведущий: Насколько реально, что новшества запустят к ноябрю или, может быть, к концу 2025-го года?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Фразу «уже скоро комплексы фотофиксации начнут выявлять тех, кто едет без полиса ОСАГО» я слушаю последние 3 года. Причём все 3 года «уже скоро». Сейчас это инициатива одного из сенаторов. Думаю, он не посмотрел бэкграунд этой новости. Сначала были технические проблемы: нужно было достичь коллаборации между базой данных РСА и базой данных ГИБДД. Хотя в эту техническую проблему я не очень верю, потому что, когда инспектор останавливает водителя, он же как-то проверяет достоверность полиса, значит, имеет доступ к базам. Это первое. Второе: по весне Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения уже анонсировало, что по стране будет проведен эксперимент с выявлением фактов нарушений, связанных с этой статьей КоАП, а потом вдруг в конце весны и в начале лета ГИБДД заявила: «Нет, никакого эксперимента не будет».

Василий Киров, ведущий: Почему не будет эксперимента с выявлением фактов нарушений?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Очень просто. Они посмотрели указ президента № 711 и положение об инспекции безопасности дорожного движения. Если они выявляют факт административного правонарушения, то не могут ограничиться рассылкой предупреждений. Эксперимент был задуман как: «Мы выявили и пока рассылаем в качестве пугалок». Если выявили, должны администрировать. Отказ от эксперимента показался мне нелепым, потому что, пока программное обеспечение и алгоритм выявления нарушения не зарегистрированы в Минюсте как способ выявления, можно было бы рассылать уведомления, что нарушение зафиксировано. Это не автоматическая фотофиксация, а ручное выявление. Один из сенаторов недавно сказал, что пройдет эксперимент в Москве, Петербурге и Чувашии. К самой идее администрировать нарушения, связанные с отсутствием полисов ОСАГО, я отношусь положительно, потому что сейчас система ОСАГО трещит по швам. Проблема большая. Думаю, масштабы бедствия огромные: по моим оценкам, в потоке половина водителей едет с липовыми полисами, из них около 5% совсем ненастоящие.

Василий Киров, ведущий: Они сами их подделывают или обращаются к агентам, которые ненастоящие?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Есть конторы, которые совершают махинации с базой РСА, там много способов. Сейчас не нужно возить с собой полис, достаточно pdf-файла или распечатки. Если инспектор не проявит щепетильность при проверке, никто не узнает. Главное — вероятность того, что вас остановит инспектор, составляет сотую и даже тысячную долю процента. А штраф за отсутствие полиса – 800 рублей. На этом фоне человек выбирает второе. Система трещит по швам, потому что многие, став жертвами ДТП, узнают, что у виновника нет полиса, и никакого возмещения по ОСАГО не будет. Суды завалены исками, всё возвращается к ситуации начала века, когда вступал в силу сороковой закон. Как только появится автоматическая фиксация этого нарушения, даже если система будет штрафовать по 800 рублей в день, 18 тысяч за месяц убедят оформить полис.

Василий Киров, ведущий: А как будет работать эксперимент? Есть ли сроки начала?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Это надо спросить у сенатора, который об этом заявил, если он знает. Обычно ГИБДД проводит эксперименты в течение полугода. Вопрос – нужен ли эксперимент вообще, потому что я участвовал в настройке разных автоматических систем, и всегда можно реализовать техническую проверку алгоритма на локальном примере, на одной улице, не вовлекая весь город. Что касается заявлений, что камеры будут фиксировать нарушения и каждая выписывать штраф, – это нелепость, не связанная с законодательством РФ, потому что неисполнение обязанности по обязательному страхованию – «длящееся» нарушение. Это как остановка: вас оштрафовали за то, что вы встали в зоне действия знака, и следующий раз можно оштрафовать только через сутки. По 40-му федеральному закону, если вы сегодня застраховались, данные попадут в базу через 24 часа минимум.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: То есть надо в это время не пользоваться машиной?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Нет. Либо заранее оформлять полис. Нарушение является длящимся, поэтому его можно выявлять один раз в день. Разговоры о том, что каждый комплекс будет штрафовать на 800 рублей, выглядят безграмотно.

Василий Киров, ведущий: Но все равно эта мера приведёт к тому, что водители начнут задумываться, что надо оформить полис.

Дмитрий Попов, автоэксперт: Водители начнут задумываться. Есть способы немного схитрить, но они не изменят ситуацию. Если кто-то локально будет обманывать государство, то это единичные случаи.

Василий Киров, ведущий: А если будут ошибки? Например, страховые агенты не внесут данные в базу, которой будут пользоваться инспекторы ГИБДД и камеры.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как это оспорить? Реально ли это?

Дмитрий Попов, автоэксперт: К сожалению, в нашем законодательстве это сильно бьёт по законопослушным водителям. Установлена презумпция вины человека, нарушение которого выявлено комплексами автоматической фото- и видеофиксации, и бремя доказывания переложено на него. Ему нужно будет доказать, что это не так. В итоге добропорядочный человек может несколько дней получать штраф, хотя уже купил полис, а виноват агент. Он становится заложником, не совершая противоправных действий. Нехорошая ситуация, и может быть много вариантов развития событий, потому что всё на усмотрение судьи. Судья скажет: «Мы рады за вас, но в базе данных этого нет, вы не доказали». Можно подать регрессный иск к агенту, чтобы взыскать с него штрафы и моральный вред.

Василий Киров, ведущий: То есть нужно проверять полис по базе данных при оформлении?

Мария Новикова-Охонская, ведущая: А может ли человек сам проверить по базе данных?

Дмитрий Попов, автоэксперт: В базе данных РСА можно посмотреть, действительно ли полис есть. Более того, я советую завести своего страхового агента – знакомого, доверенного человека. У меня много лет одна и та же женщина-агент. Я к ней обращаюсь, у неё есть все мои данные, и я уверен, что она меня не подведёт. Это лучший вариант. Один раз в год можно прийти на полчаса в офис, чтобы оформить полис, увидеть его, подержать в руках и проконтролировать, как при вас агент вносит данные в базу.