ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Но начинаем мы с главного события этой недели. Главного именно для Петербурга. Потому что есть известный тезис о ключевой  миссии нашего города. А она заключается в том, что Санкт-Петербург должен работать Санкт-Петербургом. И основная его работа – это через свою историю, через свою исключительность и избранность, как такого Русского ковчега, который плывёт по океану времени век за веком открывать новые смыслы для страны, для мира. Кто мы? Куда идём? И в чём суть этого движения Русского ковчега по волнам истории человеческой цивилизации?

Вот поэтому Санкт-Петербург и работает Санкт-Петербургом. А Дворцовая площадь, его сердце,  должна работать Дворцовой площадью. И очень символично, что именно здесь, на Дворцовой, и проходит одно из важнейших событий в этой работе Петербурга.

Международный культурный форум. Раз в год сюда все флаги в гости к нам! Весь цвет интеллектуальной элиты приезжает на берега Невы, чтобы и обнаружить главные смыслы нашего времени. Девиз этого форума – «Возвращение к культуре – новые возможности».

Да, ведь культура как вершина всей деятельности человека – и политической, и экономической, и творческой, и повседневной – и должна открывать эти новые возможности. А какие это возможности? Вот, например, на форуме много говорили об искусственном интеллекте. И задавались вопросом, а когда нейросеть сможет нарисовать картину лучше, точнее и глубже, чем это делали Рембрандт или Рафаэль? Или как потом через несколько столетий назовут нашу эпоху? Были разные эпохи: Античность, Средневековье, Возрождение, Модернизм и далее по списку. А как назовут нашу эпоху, в которой мы  сейчас живём? Это будет Эпоха великих культурных открытий или эпоха великих и ужасных дипфейков?

Много интересного можно было услышать на полях форума. В том числе, и ответы на все эти вышеперечисленные вопросы. И их собрала с детальной скрупулёзностью учёного антрополога-исследователя Наталья Медведева. Давайте посмотрим её отчёт по итогам проведённого исследования в кулуарах Петербургского международного культурного форума».


НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«История человечества знает разные эпохи: Античность, Средневековье, Ренессанс, Классицизм. Каждая эпоха оставляет свой след в культуре. А культура становится зеркалом нашей жизни. Возникает вопрос, как культурологи будущего назовут время, в которое мы живем сейчас?»  

Если на главном культурном событии года выступает виртуальный медведь, то понимаешь: культура действительно меняется. Мишка Топ. Цифровой артист. Вместе с реальными поет детскую песню о дружбе.

Это новый формат контента для детей. Цифровой Мишка поет, шутит, учит, что такое хорошо, что такое плохо. Но пока только помощью человека.

Технологии трансформируют культуру. Мы живём в эпоху компромиссов, когда человек и машина пока только учатся работать вместе.

И всё-таки: новые технологии в культуре – благо или вред? Благо, если они помогают сохранять и даже приумножать наследие. Так, Эрмитаж выпустил арт-токены картины Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур». Они фиксируют каждый этап реставрации полотна. Прибыль от продажи арт-токенов направят на реставрацию полотна Рембрандта «Флора».

На наших глазах культура превращается в лабораторию технологий. Здесь и сейчас искусственный интеллект делает невозможное возможным. Реальность и вымысел стирают границы.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Может ли в главном штабе во время панельной дискуссии пойти снег? Кончено. С помощью искусственного интеллекта. Сгенерировать можно практически все что угодно».

Мы на пороге эпохи, когда в титрах полнометражных фильмов будет искусственный интеллект. Нейросети уже снимают кино. «Чингис-Хан». Премьера этого лета. Первый полнометражный фильм, созданный с помощью искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект может взять на себя весь процесс кинопроизводства. Но что это значит для будущего кино?

В чем сегодня наши культурные ориентиры? Вспомним 80-е. Перестройка, падение «Железного занавеса». На экраны выходит «Курьер». В сознание советских людей хлынули западные ценности: свобода, дерзость, желание построить новый мир.

И тут возникает вопрос, может ли сегодня появиться что-то, что так же точно отражает нашу эпоху, как «Курьер» в 80-х? Но каким будет этот фильм в наше время? А культура в целом? В эпоху перемен и разрыва  связей с западным миром.

Геополитические процессы дают толчок к созданию новых форматов и направлений искусства. В секции «Театр» обсуждают строительство новых культурных мостов между Россией и странами БРИКС. Ищут способы, как одновременно двигаться вперёд и сохранять традиции.

Но, с другой стороны, может быть, театру и не нужны перемены. Он живёт в своём ритме, в своих традициях. В том естественном состоянии, которое рождает настоящие эмоции.

Мы становимся свидетелями того, как формируется новая история. После всего, что происходит в мире, культура уже никогда не будет прежней.

Отечественная культура развивается и трансформируется. Мы живем в эпоху, когда прошлое и будущее сходятся в настоящем. Так как учебник по культурологии назовёт эпоху, в которой мы сейчас живём?

А может быть, нам и не нужны никакие термины и условности? В современном мире отечественная культура словно отвечает на шекспировский вопрос «Быть или не быть». Ответ однозначен. И никакой искусственный интеллект, никакая геополитика никогда не смогут ее отменить.