Начнем с мировой премьеры — на сцене Александринского театра «Красная Жизель» Бориса Эйфмана, новая версия его знаменитого балета. Если не ошибаемся, это первая балетная премьера нового сезона страны, другие — в первых числах сентября и так далее. И это — обновление известнейшей работы мастера и, что сказать, обычно мы в преамбуле обсуждаем сюжет. Но здесь — это художественное сгущение в образ биографии Ольги Спесивцевой, гениальной балерины. Хотя, согласитесь, когда произносят «прославленная балерина», в общественном сознании всё же первыми всплывают другие фамилии, так сложилось, с советских времен, когда Спесивцеву вспоминали крайне осторожно — звезда Мариинского театра, его блистательная Жизель, но — покинувшая страну. И в этой уже связи подчеркивали печальную участь — сумасшествие, два десятка лет в «жёлтом доме». Собственно, эта параллель с историей Жизели в подлинной судьбе артистки напрашивается как обобщение, просится в название её трагедии. Тут можно вспомнить и фильм Алексея Учителя «Мания Жизели», не только «Красная Жизель» Эйфмана. Почему красная? Так автор подчеркнул зарево революции и гражданской войны — почти буквально, в те годы Ольга Спесивцева была замужем за чекистом, её муж Борис Каплун совершенно инфернальный демон революции, по его инициативе в Петрограде был построен первый крематорий. На сжигание трупов он как в театр водил молодую жену. На человеке с душой и сердцем такие зрелища должны было как-то сказаться, хотя, конечно, трагедия яркая и глубокая — неслучайно Борис Эйфман возвращается к ней снова и снова. Почему? Ну потому что это его сюжет, его истории не про добрых волшебниц и хэппи-энд, это хождения мятущихся человеческих душ. Всякий раз по-новому. Аннотации сухо сообщают, что новая редакция отражает выразительные возможности современного сценического искусства. Что это на деле, расскажет Анна Орловская.